В районе Боровичи в Новгородской области неизвестные разрушили памятник польским военнопленным - узникам советского концлагеря. За последние несколько лет насчитывается несколько десятков случаев разрушения или осквернения мемориалов, посвященных жертвам политических репрессий. Подробнее о том, как в России уничтожают память о жертвах государственного террора - в материале The Insider.
У вандалов была спецтехника
Очередной случай избирательного вандализма произошел в Боровичском районе Новгородской области, где снесли мемориальный комплекс, посвященный польским военнопленным — узникам советского лагеря «Ёгла». Об этом рассказал проект «Окно». Как уточняет «Новая газета», акт вандализма произошел еще 8 декабря.
Местные жители сообщили журналистам, что сам момент разрушения никто из них не видел. Помимо польского мемориала, на кладбище также есть памятные знаки, посвященные финским, венгерским и немецким узникам советских лагерей — они от вандалов не пострадали.
На фотографиях, сделанных до и после акта вандализма, видно, что гранитная плита с памятными надписями на польском и русском языках пропала с постамента, на гранитном валуне вандалы попытались сколоть надпись на польском языке, а металлический крест сломан. Местные жители полагают, что такие повреждения можно было нанести только с применением спецтехники. По их словам, ни разу до этого момента объектом вандализма мемориал не становился.
Металлический крест до сноса
«Окно»
Металлический крест после сноса
«Окно»
Гранитная мемориальная плита с надписями до сноса
«Новая газета»
Постамент от мемориальной плиты после сноса
«Окно»
Памятник в Боровичах был установлен в 1993 году и был посвящен содержавшимся в лагере «Ёгла» и других населенных пунктах во время Второй мировой войны и позднее польским военнопленным — в основном солдатам Армии Крайовой, сражавшейся и с немецкими, и с советскими войсками за создание независимого польского государства. Через лагеря в Боровичском районе прошло несколько тысяч поляков, несколько сотен из них были убиты или погибли от голода и болезней и были похоронены в братских могилах. Памятник был установлен по инициативе «Союза боровичан», объединившего бывших узников — солдат Армии Крайовой. Его регулярно посещали представители польского посольства в Москве и консульства в Петербурге.
Посольство Польши в Москве назвало разрушителей мемориала преступниками и предположило, что за ними стоят российские власти, желающие отомстить Польше за закрытие генконсульства России в Познани. Со ссылкой на анонимного свидетеля пресс-служба посольства утверждает, что вандалов на кладбище привез грузовик, а «работы» по уничтожению памятника продолжались всю ночь.
«Окно» со ссылкой на источник в администрации района утверждает, что чиновники написали заявление в полицию по факту вандализма. The Insider направил запрос в администрацию Боровичского района, на момент публикации статьи ответ не был получен.
Как уничтожают память о репрессированных
С начала войны власти и провластные активисты методично уничтожают памятники, посвященные жертвам политических репрессий, при этом особенно часто жертвами вандализма становятся мемориалы, посвященные репрессированным полякам, литовцам и украинцам. Снос или осквернение мемориалов происходят по всей стране.
30 октября 2024 года на кладбище в Левашово Ленинградской области, куда в 1930–1950 годы тысячами свозили тела жертв репрессий, демонтировали символический памятник репрессированным полякам под предлогом того, что он был установлен незаконно. Перед демонтажом у памятника прошла церемония возложения цветов и венков, а рядом некие активисты устроили акцию и скандировали: «Польша сносит памятники у себя и ставит у нас!» Полиция их задерживать не стала. Примечательно, что символический монумент был установлен добровольцами на месте снесенного в 2023 году оригинального памятника в виде каменного креста, установленного еще в 1990-е при содействии польского консульства. Судьба оригинального памятника так и осталась неизвестной.
В сентябре мэрия Томска потребовала демонтировать памятные столбы с именами убитых репрессированных на Каштачной горе, где в 1917–1940 годах проходили массовые расстрелы. Активисты установили 5 памятных столбов с фотографиями всего за несколько дней до этого. Среди увековеченных таким образом — известный поэт Николай Клюев. Активисты утверждают, что установка прошла в соответствии «с концепцией по увековечению памяти жертв политических репрессий».
Летом 2024 года с кладбища репрессированных «Красный бор» в Карелии незадолго до дня памяти жертв Большого террора пропало несколько мемориальных знаков, в том числе — металлический крест, установленный в память о репрессированных поляках, и столбцы — в память о погибших украинцах. Спустя несколько дней на мемориальном кладбище «Сандармох» неизвестные активисты развесили плакаты с надписями «Финны, вы снова за фашизм?» и «Поляки ритуально убивают память о погибших советских солдатах». Кроме того, казаки и активисты установили на кладбище мощные колонки, из которых звучали военные песни, чтобы помешать собравшимся на мемориальные мероприятия зачитать имена погибших от рук НКВД. Кроме того, карельское отделение ФСБ пригрозило уголовным наказанием по статье о госизмене журналистам и блогерам, отрицающим официальную версию событий в Сандармохе, — с конца 2010-х годов государство и Российское военно-историческое общество (РВИО) настаивают на том, что там захоронены советские военнопленные, расстрелянные финнами в ходе Второй мировой войны, а не репрессированные.
В июле 2024 года с камня на Аллее памяти в поселке Соловецком Архангельской области пропала памятная табличка о репрессированных украинцах, погибших в Соловецком лагере особого назначения.
В октябре 2023 года на Князь-Владимирском кладбище во Владимире был уничтожен мемориал на месте братской могилы, где похоронены репрессированные советской властью, которых содержали в тюрьме «Владимирский централ». С него сбили доски в память о литовском католическом архиепископе Мечисловасе Рейнисе и польском политике Яне Янковском, одном из организаторов варшавского восстания. Незадолго до этого местные провластные СМИ называли их «ярыми врагами нашей страны, виновными в гибели тысяч наших соотечественников».
Осенью 2023 года на территории комплекса памяти пострадавших от репрессий «Медное» в Тульской области установили бюст Иосифа Сталина, также там появились памятники Владимиру Ленину, Феликсу Дзержинскому, Якову Свердлову и Михаилу Калинину. При этом руководитель мемориального комплекса Александр Чуносов в разговоре с изданием «Подъём» рассказал, что экспозиция — просто отражение той эпохи, и прославлять Сталина никто не собирается. «Это же эпоха. Они что, не имели отношения к репрессиям? В чём здесь вы видите нестыковку какую-то? Всё логично, всё понятно», — заявил он.
В сентябре 2023 года местные жители обнаружили, что стела памяти заключенных из Польши, стоявшая на берегу реки в районе бывшего поселка Рудник недалеко от Воркуты, разрушена. Депутат Совета МО ГО от ЛДПР Александр Кузь обратился с заявлением в полицию, так как посчитал, что обрушение памятника — дело рук вандалов. Однако полицейские не стали возбуждать уголовное дело. По их версии, «конструкция памятника упала под воздействием погодных факторов, исключающих участие человека». При этом Кузь заявлял, что таких случаев было несколько, в частности, была разрушена такая же стела, установленная у входа на шахту «Воркутинская» (бывшая шахта № 40).
В сентябре 2023 года власти демонтировали памятник ссыльным и репрессированным полякам в Якутске, состоящий из 5 больших камней с нанесенными на них именами. В департаменте Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия ТАСС пояснили, что памятник не является объектом культурного наследия, не включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России и не обладает признаками объекта культурного наследия.
В июне 2023 года были разрушены памятники польским ссыльным и вынужденным переселенцам на кладбищах в поселках Костоусово и Озёрный в Свердловской области. Неизвестные забрали таблички с именами людей, крест, фигуру Иисуса Христа и образ Богородицы. Памятники были поставлены в конце 1990-х и в 2000-х годах на средства потомков ссыльных. В основном ими были жители Западной Польши, которые, спасаясь от наступления гитлеровских войск, бежали в восточную часть страны в 1939-м году и были депортированы после того, как ее заняли советские войска.
Весной 2023 года неизвестные уничтожили мемориал репрессированным полякам и литовцам в заброшенном поселке Галяшор в Пермском крае. При этом явно использовалась спецтехника, но жители ближайшей к Галяшору деревни Велва-База, через которую проходит единственная дорога в поселок, ее не видели — возможно, вандалы специально провели ее по бездорожью, чтобы не попасться никому на глаза.
В феврале 2023 года с памятника украинцам — жертвам сталинских репрессий на Левашовском кладбище пропали слова «безвинно убиенным», от памятной надписи на мемориале в виде креста осталось только «Вечная память украинцам».
В ноябре 2022 года неизвестные снесли поклонный крест в основанном выходцами из западных губерний Российской империи селе Белосток в Томской области, установленный в память о его жителях, погибших во время Большого террора и Второй мировой войны — в частности, в феврале 1938 года в рамках «польской операции» НКВД за одну ночь было арестовано почти всё мужское население села. Через год местные активисты восстановили крест на собственные средства. Также была уничтожена памятная доска полякам — жертвам «польской операции» в деревне Полозово.
Кроме того, объектами вандализма неоднократно становились памятные таблички, установленные на домах, где жили репрессированные, проектом «Последний адрес», — в частности, осенью 2023 года с «Дома специалистов» на Лесном проспекте в Петербурге сняли сразу 34 таблички, также их регулярно снимали с домов в Москве.
В середине ноября 2024 года в Москве закрылась, пожалуй, главная организация, занимавшаяся изучением и сохранением памяти о репрессиях и их жертвах, — Музей истории ГУЛАГа, который работал с 2001 года. Причиной якобы стали «проблемы с пожарной безопасностью», выявленные сотрудниками «Центра экспертиз, исследований и испытаний в строительстве». Предполагалось, что закрытие будет временным — до устранения претензий, однако даты открытия никто не называет.
Стирание памяти продолжится
Российские власти в лице главы Совета по правам человека при президенте Валерия Фадеева недвусмысленно одобряют продолжение процесса уничтожения памяти о жертвах политических репрессий: в декабре этого года он выступил с предложением перенести Соловецкий камень в Москве с Лубянской площади, чтобы он не становился «местом политических акций, которые используются как упрек сотрудникам ФСБ».
До этого, в день памяти жертв политических репрессий 30 октября Фадеев назвал преследования по политическим мотивам в современной России «санитарными мерами»:
«Не дай бог нам всем на своей шкуре испытать, что такое политические репрессии. Репрессии в 1937–38 годах были, когда 740 тысяч человек было расстреляно, из них бóльшая часть — невинные люди. <...> То, что мы видим сейчас, — да, у нас непростая, жесткая ситуация, мы войну с Западом ведем. И какие-то минимальные ограничения к тем, кто фактически выступает на стороне врага, — это не репрессии, это минимальные санитарные меры», — сказал Фадеев.
Генпрокурор России Игорь Краснов, со своей стороны, в сентябре 2024 года опубликовал проект приказа о внесении изменений в принятый в 2008 году закон «О реабилитации жертв политических репрессий». Документ предлагает «на постоянной основе организовать работу по выявлению и отмене» решений о реабилитации в случаях, если проверяющие придут к выводу, что реабилитированный виновен в совершении тяжких преступлений. В частности, предлагается систематически отменять решения о реабилитации «нацистов и изменников Родины, служивших в прибалтийских, украинских и иных карательных подразделениях, сформированных по национальным признакам, участников подпольных националистических и бандитских формирований».