С 18 июля по инициативе РФ будет приостановлено действие «зерновой сделки», регулирующей перевоз по морскому коридору украинской продукции. Несмотря на заявления российской стороны, фактически «зерновой коридор» и так не работал с конца июня, однако Украина всё равно продает половину нужного объема, заявил The Insider гендиректор всеукраинского общественного объединения «Украинская агарная конфедерация» Павло Коваль. Его слова подтвердил участник зернового рынка в Украине, пожелавший остаться анонимным. Заместитель главы администрации морских портов Украины Дмитрий Баринов, в свою очередь, отметил, что в случае реальной отмены зерновой сделки пострадает не только Украина — грядет рост цен в зависящих от поставок странах и мировой голод.
По словам Коваля, Россия не инспектировала суда после 29 июня.
«Вчера в 11:00 по киевскому времени вышло судно, и российская сторона считает, что оно было последним. Фактически две недели зерновой коридор не работал, а до этого он работал где-то на одну пятую своей мощности. В сутки мы могли пропускать 5–7 судов на загрузку, особенно так было на первых порах работы коридора, но в последнее время проходило менее двух, а то и одного судна в сутки до 29 июня.
После 29 июня суда не шли, потому что Россия решила не инспектировать их. Есть очередь в Босфоре, потом на площадке в Турции оговаривается, какие суда проходят территориальные воды Турции и Украины. Их обследует общая группа России, Украины и Турции на предмет запрещенных вещей, а потом судно идет на загрузку в один из портов Одессы».
При этом Коваль напомнил об аммиакопроводе в Одессу, который также не работает долгое время. Ранее агентство Reuters сообщало, что 17 ноября 2022 года российская и украинская делегации провели тайные переговоры в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), чтобы обсудить запуск аммиакопровода из Тольятти в Одессу. До войны по нему уходило более половины экспорта российского аммиака, но с начала полномасштабного вторжения РФ в Украину, 24 февраля 2022 года, аммиакопровод не работал. Источники агентства тогда не смогли уточнить, получилось ли на переговорах достигнуть какого-либо прогресса.
Поставки аммиака по трубопроводу могли возобновиться и в рамках зерновой сделки, когда ее перезаключили 17 ноября, однако к тому моменту стороны не смогли договориться об условиях возобновления работы аммиачного трубопровода. Изначально российская сторона надеялась, что это условие получится включить в сделку.
«Работали до последнего времени только два зерновых порта, один из них — Черноморский. Если вы помните, в переговорах о зерновом соглашении два месяца назад, когда в российском заявлении всплыла цифра не в 120 дней продления, а 60 дней, был вброшен такой фактор, как аммиачный провод в Одессу. А этот провод как раз приходит в порт Южный — это и припортовый завод, и компрессоры, и перегрузка в танкеры. Этот порт еще дольше не работает».
Также, по словам Коваля, поток зерна шел через железнодорожные и автомобильные переходы в европейские страны.
«По каким причинам и какими способами эти 1–2 корабля пропускались уже в течение двух месяцев — этого уже никто не знает. Наверное, российская сторона просто в рулетку играет: ”Вот это судно из очереди берем”. Никто не знает, какое судно будет завтра на инспекцию поставлено. Сейчас конец старого сезона 2022–2023 года и поэтому не слишком большой ажиотаж касательно загрузки суден. Поэтому там всё в вялотекущем режиме — грузили 3–4 судна в неделю и ладно. Какой-то поток зерна шел через 14 железнодорожных переходов в европейские страны, автомобильные переходы, по Дунаю какая-то часть плыла».
Коваль утверждает, что РФ взяла паузу в зерновой сделке намеренно из-за поставок урожая начала сезона 2023–2024 года.
«Я думаю, эта пауза была взята Россией в ожидании поставок урожая сезона 2023–2024 года, и сейчас все эти манипуляции активизируются. Почерк и подходы те же. Например, 22 июля прошлого года подписали зерновые соглашения, а 23-го были обстреляны порты Одессы, о которых шла речь в соглашении. Через пару месяцев Россия уже пыталась выйти из зерновых соглашений. Были проведены консультации с Турцией, та отказалась, и в итоге сделку продлили».
Обстрел одесского порта произошел на следующий день после того, как Россия и Украина договорились о вывозе зерна
Потом всплыла информация о том, что есть еще секретные дополнительные соглашения и протокол, где Россия требовала не 120 дней, а три года по ее условиям: чтобы ей открыли страховки, и по работе с «Россельхозбанком», по поставкам сельхоззапчастей и сельхозтехники. Плюс страховка и работа судов с российскими аграрными зонами в европейских портах. В допсоглашениях всего шесть пунктов и один из них — это аммиакопровод. И только это было вынесено на переговорную площадку и в публичное пространство — через день было четыре ракетных и артиллерийских налета на компрессорную станцию аммиакопровода на границе Харьковской области и России».
Коваль уточнил, что официально последний день действия сделки — понедельник, 17 июля. При этом, по его мнению, Россия на самом деле связывает два события — продление зерновых соглашений и взрыв на Крымском мосту.
«За 10 дней до окончания действия зернового соглашения был ракетный налет на портовую инфраструктуру Одессы. Это в стиле России. Сегодня последний день для соглашения — и есть события на Крымскому мосту. Наша официальная военно-политическая власть не комментирует, что это были действия Украины, а Россия как-то увязывает эти два события — продление зерновых соглашений и события на Крымском мосту. Там два пролета висят, и что-то еще досматривают.
Наверное, неслучайно идут такие события. И что, Украина будет реагировать своими зерновыми потоками? Да мы до 22 июня прошлого года работали без ”зерновых коридоров”. Будем пытаться настраивать и работать. Есть еще варианты и потенциал расширять возможности для экспорта аграрной продукции и без ”зерновых коридоров”.
Можно ожидать, что они снова будут пускать суда, как раньше. С точки зрения экспертной оценки и логики или ”нелогики” поведения россиян мне кажется, что кейс с ”зерновым коридором” еще не закрыт. Это одна из площадок, где Россия может публично с кем-то вести какие-то переговоры и пытаться на эти переговоры вытащить украинское военно-политическое руководство.
Я думаю, что этот инструмент себя еще не исчерпал, потому что это не в первый раз всё — (в прошлый раз) через три дня опять возвращались консультации и продлили коридор. Кроме того, в пятницу Эрдоган дал интервью, где сказал, что Путин согласился продлить ”зерновые коридоры”. Путин заявляет через Эрдогана, что он согласился. Эрдоган же не мальчик и не будет просто так без консультаций это говорить. И вот через день ночью кто-то бомбит мост и это опять связывают с продлением зерновых соглашений».
«Эрдоган сказал, что Путин предварительно согласился, но мы ждем официальный визит Путина в Турцию в начале или в конце августа. Август — это еще не пик экспорта, но уже достаточно. Скорее всего, будут какие-то консультации и будут подобраны варианты, чтобы продлить сделку. Путину через ”Россельхозбанк” (то есть через дочерние компании) было передано письмо о том, что нужно подумать и расширить возможности продления. Сейчас Россия пытается повышать ставки, но нужно смотреть на ее почерк. Он не меняется, и те, кто линейно там ищет логику, ошибаются. Здесь более сложная и непубличная игра. Я не думаю, что ”зерновые коридоры” мы забываем совсем, может, что-то радикально поменялось геополитически».
Гендиректор «Украинской агарной конфедерации» сравнил ситуацию с постоянными заявлениями Путина насчет ядерного оружия и ядерным шантажом со стороны России:
«Подобный почерк у Путина прослеживается не только по зерновым соглашениям, но и по ядерному шантажу. Это ведь тоже один из элементов гибридной войны в Украине. Помните визит Си Цзиньпина, когда тот уехал посреди программы? Путин согласился, что с ядерными вопросами нужно остановиться пока, а на другой день вслед Си Цзиньпину он обещает передать ядерное оружие в Беларусь. Вот и здесь то же самое — с Эрдоганом поговорили, предварительно о чем-то договорились, и тут же закрывают формально зерновые соглашения».
Путин действительно регулярно выступает с заявлениями о ядерном оружии. После начала войны в Украине он в очередной раз заявил, что Россия располагает «различными средствами поражения». По его словам, Запад «подталкивает Киев к переносу военных действий» на территорию России и пускает в ход «ядерный шантаж». Президент также заявлял, что при угрозе Москва использует «все имеющиеся у нее средства». Объявляя о «приостановке» Россией ДСНВ <официально предусмотрен только выход из Договора, формулировки «приостановка» в нем нет — прим. The Insider>, президент в очередной раз напоминал, что в США ведется разработка новых видов ядерных боеприпасов. Если США проведут испытания новых видов ядерных вооружений, Россия сделает то же самое, подчеркивал он. Бывший канцлер Германии Ангела Меркель считает, что угрозы Владимира Путина ядерным оружием следует воспринимать всерьез, она заявляла об этом в сентябре 2022 года.
Отдельно Коваль подчеркнул, что у РФ всё меньше союзников:
«У России не так много союзников сейчас. Если он так ведет себя с Китаем, и с Эрдоганом, и с ООН, то там что-то сложное в замысле. Будем ожидать официальных сообщений, но, скорее всего, консультации будут продлены, и коридоры в каких-то вариантах будут продлены.
Мы не начинали и не перестаем удивляться таким действиям наших российских ”партнеров” по черноморским соглашениям. Спикеры, которые сегодня предоставили информацию, — это не совсем официальная позиция. Насколько я понимаю, сейчас все три площадки — и Турция, и Украина, и ООН ждут официального письма, о котором говорят Песков и Захарова. Надо дождаться, а потом будет официальная реакция».
Заместитель главы администрации морских портов Украины Дмитрий Баринов также заявил The Insider, что практически все порты с начала войны были заблокированы, а инспекции судов со стороны России проводились крайне плохо.
«С начала полномасштабной войны все порты с судами, кроме дунайских, были заблокированы, иностранными членами экипажа отгрузка зерна не производилась полгода из портов ”Большой Одессы” и Николаевского региона вообще. Работали только дунайские порты, которые с каждым месяцем наращивают свои возможности. До войны дунайские порты фактически не занимались зерновыми грузами, но благодаря действиям бизнеса, Министерства инфраструктуры, нашей организации администрации морских портов Украины, с нуля в марте 2022 года отгрузки возросли до 400 тысяч тонн в апреле, в мае — до 800 тысяч тонн, в июне — 1,3 млн тонн. А в мае этого года был поставлен абсолютный рекорд — 3,1 млн тонн в месяц было отгружено тремя портами».
«Затем была подписана зерновая инициатива, и в августе 2022 года первое судно с агропродукцией ушло из Одессы. Эта зерновая инициатива начала набирать обороты, потому что в мире не было аналогов подобной ситуации. К октябрю 2022 года достигли максимума — 4,2 млн тонн из трех портов ”Большой Одессы”, но затем Россия начала систематически это затягивать, усложнять.
Инспекции проводились крайне плохо, подолгу, их было мало. Ссылались на не имеющие отношения к делу факторы. Россия почему-то начала проверять не только трюмы, но и начала интересоваться оборудованием судов, их запасами и совершенно не относящимися к делу другими вопросами. Поэтому инспекции длились часами и отказывались работать больше, чем до трех часов дня, ссылаясь на какие-то там внутренние законодательства трудовые.
С ноября 2022 года РФ начала системно затруднять и затягивать проход судов. Весной 2023 года в мае и июне досматривали по 2–3 судна в день на все три порта. Мы недорабатывали и мир недополучал десятки млн тонн готовых к отгрузке агрогрузов. С 26 апреля Россия вообще прекратила регистрировать и досматривать суда, а с 26 июня прекратила принимать все заявки. Вчера или позавчера последнее судно с зерновыми покинуло порт Одессы и сейчас никаких судов нет. То что сейчас было в медиа объявлено — РФ это сделала давным-давно, чтобы максимально всё усложнить. На сегодняшний день зерновая инициатива не работает».
«Несмотря на все наши усилия по развитию дунайского кластера и дунайского региона, глубина там 7,2 и поэтому осадка судна не может быть больше. То есть там могут грузиться только маленькие суда объемом 7–8 тысяч тонн. Такой тип судов называют костерами. Доставка в порты региона — это в основном автотранспорт, это тысячи и десятки тысяч грузовиков, которые движутся по дорогам Украины. Даже если мы не сможем держать вот этот уровень 3–3,5 млн тонн возможности выгрузки через три порта, всё равно возникают вот эти автотранспортные ограничения. Одно судно в Южном порту объемом больше 100 тысяч тонн можно загрузить за три дня. Сто тысяч тонн — это пять тысяч грузовиков, пять тысяч водителей и пять тысяч наборов документов, которые надо выгрузить.
Если перевести это количество тонн в эти маленькие суда, то это десятки судов. Пятнадцать судов маленьких эквиваленты одному большому. Также у этих судов-костеров основные порты назначения — в Турции и северной Африке. На большие дистанции вроде других стран Африки или Азии, которые нуждаются в украинском продовольствии, такие суда не отправляются. Нужно грузить большегрузные балкеры, и поэтому без разблокировки черноморских больших портов, которые работали в рамках зерновой инициативы, очень сложно себе представить, что мы будем работать на полную мощность».
Баринов объяснил, что от решения РФ зависит не только сельское хозяйство в Украине, но и другие страны, которые могут столкнуться с голодом в случае отмены зерновой сделки:
«В прошлый раз мы полгода простояли там и фактически за неделю возобновили работу — так быстро смогли возобновить экспорт, потому что всегда держали портовое хозяйство в хорошем состоянии. Мы не увольняли людей, люди ходили на работу и поддерживали всё в хорошем состоянии. Поэтому и сейчас наша стратегия такая.
На дальнейшее развитие событий уже больше повлияют политика и военные аспекты. Мы надеемся, что мировой здравый смысл возобладает над шантажом одной страны. Речь идет не только о сельском хозяйстве Украины или о портовой отрасли, речь идет о мировом голоде. Половина программы ООН World Food Program, которая закупает агропродукцию для бедных стран, зависит от Украины — 50% продукции покупается в Украине. И как только Украина ушла с агрорынка, цены стремительно выросли.
Если житель Европы и Штатов это ощущает только с точки зрения цены: например, литр подсолнечного масла стоил один евро, а сейчас — два или три евро, то житель Эфиопии или Сомали теперь не имеет еды вообще. Это чудовищно, что в наше время препятствуют свободному судоходству. Это должно быть обеспечено всеми конвенциями и международными соглашениями. Какие коридоры? Какие сделки? Черное море — это свободное международное море, там десятки стран по побережью: Болгария, Румыния, Турция, Украина, Грузия. Как можно препятствовать свободному судоходству и обеспечению мира всем необходимым? Это просто очередное чудовищное проявление от РФ».
О том, что украинское зерно и так вывозится из маленьких портов, но в большой зерновой коридор Россия не пускает с июля, заявил The Insider еще один источник, представитель украинского зернотрейдера, на условиях анонимности.
«Украинское зерно и так вывозится из портов. Однако ”зерновой коридор” хоть и открыт — Россия туда не пускает с июля. Там трехсторонняя комиссия, турецко-украинская и российская: турецкая и украинская дают добро, а российская просто не дает разрешения и всё. Корабли могут месяцами стоять. Заявление России о приостановке сделки вообще ни на что не влияет. Они всё время говорили, что они не продлят, но всегда продлевали. То что пшеница на фоне заявления РФ подорожала на бирже на 3% — это быстро успокоится.
Через маленькие порты Украина вывозит критически мало продукции, оборот получается почти в два раза меньше. И то, что не загружается, всё это время лежит и ждет.
Можно изменить ситуацию, только когда начнут в ”зерновой коридор” пропускать. А если Россия сейчас выйдет из сделки, то теоретически она должна аннулировать свою комиссию, и тогда можно вообще на них наплевать. Дальше разгружать всё, суда должны будут идти уже с охраной и военными — охрана будет наша, украинской армии».
Ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что действие «зерновой сделки» остановлено. Позиция Москвы по «зерновой сделке» была заявлена еще до атаки на Крымский мост, теракт на нее не повлияет, отметил пресс-секретарь. После взрыва на Крымском мосту в ночь на 17 июля спикер Оперативного командования «Юг» ВСУ Наталья Гуменюк не исключала, что ЧП могло быть провокацией со стороны России на фоне завершения «зерновой сделки».
В первый раз Россия приостанавливала участие в «зерновой сделке» 30 октября 2022 года. Президент России Владимир Путин в качестве причины остановки назвал использование Киевом «зернового коридора» для ударов по кораблям в Севастополе. Также Путин тогда провел телефонные переговоры с Эрдоганом и объявил два условия для возвращения РФ к соглашению: расследование атаки на корабли Черноморского флота в Севастополе и получение от Киева гарантий по неиспользованию гуманитарного коридора в военных целях. Однако в Турции заявили, что турецкие сухогрузы продолжат вывозить продовольствие из Украины и решение России выйти из сделки никак не повлияет на перевозку зерна. Всего через три дня после приостановки сделки, 2 ноября 2022 года, Минобороны РФ сообщило о возвращении РФ. Официально в ведомстве утверждали, что получили «письменные гарантии от Украины о неиспользовании „зернового коридора“ для боевых действий».