Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Политика

Хакеры из ГРУ, российские генералы в Украине и связи Путина с мафией. Топ-10 расследований The Insider за год

В 2017 году The Insider провел несколько десятков значимых расследований. Некоторые из них получили большой резонанс, были переведены на множество языков, а в отдельных случаях даже привели к шумным политическим скандалам (как, например, расследование о компромате на венгерского премьера Виктора Орбана или расследование об участии российского генерала в украинской войне). Будучи людьми занятыми, читатели The Insider могли упустить некоторые из этих текстов, поэтому теперь, в новогодние праздники, наступил отличный момент, чтобы наверстать упущенное. Здесь мы собрали десять наиболее значимых расследований (или серий расследований) 2017 года.

1. Как The Insider нашел российских хакеров из ГРУ

The Insider уже неоднократно писал о хакерах из группировок Fancy Bear (также известной как APT 28, Pawn Storm) и Cozy Bear (APT 29) и их связях с Кремлем. Ранее существовало множество улик, подтверждающих эти связи: в том числе, например, что все мишени Fancy Bear были так или иначе интересны для Кремля — будь то военные объекты НАТО за рубежом, почта Эммануэля Макрона и Хиллари Клинтон или российские оппозиционеры (подробнее об этом — здесь). Однако же прямых доказательств ранее не существовало.

Однако The Insider в расследовании «Рошка и мышка» удалось доказать, что в деятельности группировки Fancy Bear участвуют как минимум некоторые действующие сотрудники Главного разведывательного управления российских вооруженных сил. В метаданных нескольких писем штаба Эммануэля Макрона, выложенных Fancy Bear, было обнаружено русское имя — Георгий Петрович Рошка. Конкретнее — это имя было обнаружено в Excel-файлах, относящихся к финансовой деятельности штаба.

В ходе расследования The Insider удалось установить, что Георгий Рошка является действующим сотрудником 85-го главного центра специальной службы ГРУ (он же — войсковая часть №26165), специализирующегося на криптографии. Специалист по криптографии, очевидно, был востребован здесь для того, чтобы взломать запароленные Excel-файлы.

Вскоре после публикации расследования Владимир Путин заявил, отвечая на вопрос о российских хакерах, что «кто-то вставил флешку с именем какого-то российского гражданина. В этом виртуальном мире может быть все, что угодно». Отвечая на вопросы Мегин Келли, российский президент заявил, что «можно так подставить любую структуру, любого человека, что все будут думать, что именно он является источником той или иной атаки». Однако версия о провокации, которая стала теперь официальной, не выдерживает никакой критики — ведь это означало бы не только то, что таинственные провокаторы откуда-то знают имя нигде ранее не засвеченного сотрудника ГРУ, но и то, что они каким-то чудесным образом заранее знали, что найдется одно российское издание, которое этого человека найдет.

Позже в сети появились признания хакера Козловского, который заявил, что работал на ФСБ, среди прочего участвовал во взломах серверов Демпартии США и может доказать это тем, что при взломе оставил на серверах номер своего паспорта и визы (The Insider сейчас проверяет эту информацию). Если эти данные подтвердятся, это будет доказательством того, что и вторая группа хакеров (Cozy Bear) связана с российскими спецслужбами.

2. Как The Insider и Bellingcat нашли российского генерала, связанного с крушением Боинга MH17

В совместном расследовании The Insider и Bellingcat удалось установить личность «Дельфина» — ключевого фигуранта, разыскиваемого Совместной следственной группой (JIT) по делу о сбитом малайзийском Боинге-MH17. Им оказался генерал-полковник Николай Федорович Ткачев, ныне занимающий пост главного инспектора Центрального военного округа России. Официально он в отставке с декабря 2010 года, но сразу после формального увольнения он отправился в Сирию в качестве главного военного советника. Прослушки, в которых фигурирует голос «Дельфина», относятся к лету 2014 года, и, судя по их содержанию, могут иметь прямое отношение к транспортировке того самого «Бука» из которого был сбит Боинг-MH17.

То, что голос разыскиваемого следствием лица с перехваченных телефонных переговоров идентичен голосу генерала Ткачева, подтвердили две независимые голосовые экспертизы. Сам Ткачев отрицал в разговоре с The Insider, что был в Украине. Между тем, JIT уже заявила, что считает это расследование важным, и оно будет учтено в дальнейшей работе.

Некоторые из участников и свидетелей этого этапа войны в Украине, в том числе Игорь Гиркин (Стрелков), на тот момент руководивший военными действиями в ДНР, подтвердили, что «Дельфин» был отставным российским генералом, работавшим из штаба в Краснодоне. Полностью интервью Гиркина читайте в материале «К власти и в Донецкой, и в Луганской республике Сурков привел бандитов».

3. Как Кремль финансирует неонацистов и организовывает госперевороты в Восточной Европе

The Insider и Bellingcat в масштабном расследовании проанализировали российское влияние в Восточной Европе и на Балканах. В первой части расследования речь идет о финансировании Кремлем через лояльного олигарха Константина Малофеева различных агентов влияния на местах, будь то «казачьи движения» или неонацистские партии. Значительная часть информации о таком финансировании стала доступна после того, как в открытый доступ попала переписка неонациста Александра Усовского и помощницы Малофеева, гендиректора «Царьград-ТВ» Елены Шаройкиной. Сам Усовский в интервью The Insider подтвердил, что его почта была взломана и что он получал средства от Константина Малофеева «для товарищей из Польши, Чехии и Словакии».

Во второй части расследования анализируется отдельно взятый пример — попытка переворота в Черногории. В числе его организаторов, как удалось установить, были не только финансируемые из России радикалы, но и (как минимум) два действующих сотрудника ГРУ — Эдуард Шишмаков и Владимир Попов. Любопытно, что Шишмаков до этого уже выдворялся из Польши как шпион, но это не помешало ему вернуться в Европу с паспортом на имя Эдуарда Широкова.

Уже после публикации расследования в прессе появились фотографии, подтверждающие связь Шишмакова и Попова с организатором переворота, националистом Александром Синджеличем.

4. Как Владимир Путин и его ближайшее окружение связаны с ОПГ

Целая серия расследований The Insider в 2017 году была посвящена связям Владимира Путина (и его ближайшего окружения) с организованными преступными группировками.

В материале «4% Путина. Как близкие к Кремлю криминальные авторитеты отмывают нефтяные деньги в Монако» рассказывается о том, как средства, которые близкие к Кремлю «авторитетные» бизнесмены зарабатывают на российских портах, отмываются в Монако и Лихтенштейне. Речь идет о деньгах Тамбовской ОПГ и авторитетах Илье Трабере и Сергее Васильеве, контролирующих Петербургский нефтяной терминал, через который уходят нефтепродукты на экспорт с Киришского НПЗ. Оба они, как свидетельствуют источники, пользуются особым доверием президента и бывали почетными гостями на его днях рождения. При этом подставные лица, базирующиеся в Монако и Лихтенштейне, активно сотрудничают с бизнесом друзей Владимира Путина — в том числе Геннадия Тимченко и Владимира Якунина. В отмывочных схемах засветились и такие авторитетные организации, как Bank of New York. И если Трабер в результате коррупционного скандала оказался в розыске Интерпола, то Сергей Васильев, по данным источника The Insider, беспрепятственно посещает Европу по итальянской визе.

Created using Visme. An easy-to-use Infographic Maker.

В материале «Каждую неделю Собчак приносил в банк портфель кэша. Как Путин связан со схемой Магнитского» The Insider рассказывает о том, как Путин связан с ключевыми фигурантами мошеннической схемы, разоблаченной юристом Сергеем Магнитским, позже погибшим в тюрьме. Как удалось выяснить The Insider, один из ключевых фигурантов «дела Магнитского» Игорь Сагирян еще в 1991 году помогал Путину открывать в Санкт-Петербурге отделение французского банка Credit Lyonnais. Более того, как утверждают источники The Insider, этот банк использовался для вывода за рубеж крупных сумм, полученных коррупционным путем. Те же источники отмечают, что к выводу средств через Credit Lyonnais прямое отношение имел мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, который лично приносил в Credit Lyonnais «чемоданы с кэшем».

 

5. Как организована цензура и пропаганда на российских телеканалах

В материале «Исповедь пропагандиста» The Insider предлагает узнать о том, как устроена пропаганда на российском телевидении, непосредственно от сотрудников государственных телеканалов. Первая часть «исповеди» посвящена цензуре и пропаганде в новостном эфире: здесь сотрудники госканалов рассказывают среди прочего о «темниках» (копии которых приложены к материалу), запретных темах, деградации профессионального уровня сотрудников и о «заказухе» — политической и коммерческой. Вторая часть посвящена тому, как организована пропаганда в политических ток-шоу. Продюсеры и ведущие этих шоу рассказывают, по каким критериям отбираются гости (например, они должны быть достаточно «оручими»), как избежать попадания крамолы в эфир, как дирижируют аплодисментами, кем на самом деле являются люди, которых в этих шоу выставляют как экспертов, и сколько им платят за эфир. Например, Сергей Доренко — 100 тысяч за эфир, а Майкл Бом (бывший страховой агент, играющий роль американского журналиста) и Вячеслав Ковтун (играющий роль украинского политолога) — по 15.

Майкл Бом и Вячеслав Ковтун, 15 тысяч рублей

Кроме того, отдельная серия материала была посвящена коммерческой «заказухе» на телеканале НТВ. Некие «пиарщики», близкие телекомпании, предлагали редакции The Insider деньги, чтобы мы не публиковали материал, в котором рассказывается о схеме скрытой рекламы в программе «Деловое утро». А в материале «Исповедь НТВ-шников: заказуха, цензура, безграмотность» сотрудники канала рассказывают о реальных расценках на «джинсу», о цензуре, зарплатах в конвертах и вопиющем непрофессионализме сотрудников.

6. Как фильм «Матильда» финансировался из средств «кремлевского общака»

В материале «”Алексей Учитель вынес $1 млн в сумке“. Соавтор ”Матильды“ рассказал о ”кремлевском общаке“» (ставшем самым читаемым текстом издания в прошлом году) рассказывается о том, как финансировался скандальный фильм «Матильда». Как рассказал изданию один из соавторов этого проекта Владислав Москалев (подтвердив свои заявления документами), фильм был снят на деньги, выведенные из подконтрольного «Газпромбанку» офшора в обмен на взятку управляющему делами президента, причем непосредственным участником этих событий оказался пародист Владимир Винокур. Как утверждает Москалев, речь, по сути,  шла об отмывании денег сотрудниками Администрации президента на съемке кино. Причем сеть офшоров «Газпромбанка», по словам Москалева (которые подтвердили два других источника The Insider), являются частью своего рода «кремлевского общака», которым окружение Владимира Путина распоряжается по своему усмотрению.

Экс-прокурор аннексированного Крыма Наталья Поклонская, ныне депутат Госдумы, использовала документы, опубликованные The Insider, чтобы обратиться с запросом в правоохранительные органы о нарушении закона при финансировании фильма «Матильда». Судьба ее запроса пока неизвестна.

7.  Как центр «Э» связан с титушками, атакующими оппозицию

Еще в декабре 2016 года The Insider опубликовал материал «Неонацист-титушка оказался майором, отвечающим за подготовку кадров в МВД», где рассказал о провокаторе из группы SERB майоре Олеге Чурсине, днем работавшем в Московском университете МВД, а в свободное от работы время участвовавшем в провокациях SERB (эта группа известна тем, что поливала выставку фотографий мочой, плескала в лицо Навальному зеленкой и оскверняла могилу Немцова). После публикации The Insider Чурсин ушел из органов и из SERB, заявил о раскаянии и стал оказывать юридическую поддержку задержанным по политическим мотивам.

В интервью The Insider он рассказал, как провокаторы организовывали нападения, как полиция оказывает им финансовую и организационную поддержку и как глава SERB сдавал соратников СБУ.

Это не единственный пример связи провокаторов и полиции. В расследовании «Призрак опера. Как центр ”Э“ связан с ”зеленочными“ провокаторами» The Insider рассказал о полковнике Трифонове, начальнике нижегородского Центра «Э», обвинявшегося в пытках задержанных и фабрикации уголовных дел. Именно нижегородские «эшники» первыми засветились в связях с провокаторами, нападавшими с зеленкой на активистов. Задолго до атак на Навального, Варламова и других активистов в разных регионах, эта технология была испробована в Нижнем Новгороде. Подозрения в причастности к атакам «эшников» были и ранее, но доказательства имелись лишь косвенные. Однако аккаунты в соцсетях Алексея Трифонова, которые изучил The Insider, свидетельствуют в пользу того, что полковник имел самое прямое отношение к этим провокациям.

8. Как российская мафия получила видеокомпромат на лидера Венгрии, после чего он стал сторонником Путина

В материале «Чемодан от солнцевских: у Путина есть видеокомпромат на лидера Венгрии?» The Insider рассказал о видеокомпромате на премьера Венгрии Виктора Орбана, полученном криминальным авторитетом Семеном Могилевичем еще в середине 90-х годов. Согласно показаниям одного из участников событий, у Могилевича есть видеозапись того, как Орбан получает в 1994 году (незадолго до парламентских выборов) у него деньги — он вынес около миллиона марок в чемодане из дома по адресу Meggy Uca 19 в 3-м районе Будапешта.

В 2008 году Могилевич был арестован в Москве по делу компании «Арбат-Престиж». Он провел под стражей полтора года, но в июле 2009-го неожиданно был выпущен под подписку о невыезде, а вскоре дело против него было прекращено «из-за отсутствия состава преступления». Чтобы выйти на свободу (как утверждает хорошо знакомый с Могилевичем Дитмар Клодо), Могилевичу пришлось расстаться с частью собственности и еще оказать услугу Кремлю в виде предоставления компромата на Виктора Орбана. Так это или нет, но сразу после освобождения Могилевича Виктор Орбан, ранее известный своей бескомпромиссной критикой Путина, был неожиданно приглашен в Москву и совершил резкий разворот в своей позиции, став самым ярым защитником Путина в Европе.

Расследование The Insider повлекло за собой ряд публикаций в венгерской прессе, после чего в конце апреля 2017-го бывший премьер-министр социалистического правительства Венгрии Ференц Дьюрчань заявил на пресс-конференции,  что видел документы, доказывающие «финансирование партии Фидес Москвой» и призвал Виктора Орбана «в течение трех дней» подать на него в суд, если он не согласен с этим утверждением. В суд против Дьюрчаня Виктор Орбан не обращался. Тогда же, 24 апреля, прошли митинги протеста у посольства России и штаба партии Фидес под лозунгом «Остановим Москву», которые собрали две тысячи человек. Сейчас этим делом занимается венгерская прокуратура.

9. Как разыскиваемый в Украине за коррупцию олигарх Курченко роскошно обустроился в России

Нанять охрану «больше, чем у Путина», купить White House в Жуковке за $35 млн, летать охотиться на Камчатку частными авиарейсами и устроить жену на главную роль в спектакле театра Олега Табакова — беглый олигарх Сергей Курченко, объявленный в Украине в розыск за хищения в особо крупном размере, ни в чем себе не отказывает, выяснил The Insider. Вот только почему-то со своим персоналом (охранниками и водителями) он не может расплатиться уже полгода. Попытка сэкономить на малом дорого обернулась олигарху: оставшиеся без зарплаты сотрудники рассказали The Insider много интересных подробностей. Например, о его новых бизнес-партнерах или о том, что в своем кортеже он всегда возит реанимобиль — боится покушения.

10. Как подряды Минкульта уходят друзьям Мединского

Уходящий год запомнится чередой скандалов вокруг Министерства культуры и его главы Владимира Мединского: эпопея с диссертацией министра, дело «Седьмой студии», списки нежелательных гостей перед Петербургским культурным форумом, «Исторические парки» с фейковыми цитатами «врагов России». Министерству, очевидно, стоило бы поработать над своим имиджем. Впрочем, в этой сфере у Мединского уже все под контролем. Как выяснил The Insider, за имидж Минкульта отвечает управляющая салоном красоты, принадлежащим жене министра Марине Мединской, а госконтракты на PR распределяются в ходе сомнительных конкурсов, где победителями выходят бывшие партнеры Мединского по бизнесу.