Уходящий год запомнится чередой скандалов вокруг Министерства культуры и его главы Владимира Мединского: эпопея с диссертацией министра, дело «Седьмой студии», списки нежелательных гостей перед Петербургским культурным форумом, «Исторические парки» с фейковыми цитатами «врагов России». Министерству, очевидно, стоило бы поработать над своим имиджем. Впрочем, в этой сфере у Мединского уже все под контролем. Как выяснил The Insider, за имидж Минкульта отвечает управляющая салоном красоты, принадлежащим жене министра Марине Мединской, а госконтракты на PR распределяются в ходе сомнительных конкурсов, где победителями выходят бывшие партнеры Мединского по бизнесу.
Министерство культуры уже давно знаменито своими махинациями с государственными контрактами, в прошлом году ФСБ на этом основании задержала ряд высокопоставленных сотрудников Минкульта: заместителя Мединского Григория Пирумова, главу департамента управления имуществом Бориса Мазо и его заместителя Вадима Мурадяна. Схема «распила» средств была стандартная: липовые конкурсы, которые выигрывали свои люди, и завышение стоимости работ. В прошлом году речь шла о воровстве на реставрационных работах, но, как выяснил The Insider, сомнительные конкурсы проводятся и при других типах госзакупок, в том числе в сфере PR.
Так, в 2017 году Минкульт провел конкурс по госзаказу на «информационно-пропагандистскую поддержку международных мероприятий Минкультуры России» объемом 20 млн рублей. В документах к госзаказу поясняется: «Подрядчик должен работать на укрепление позитивного имиджа России как страны с богатой традиционной и динамично развивающейся современной культурой». Победитель аукциона, по условиям контракта, отвечает за аккредитацию и проведение закрытых интервью с отобранными журналистами.
Конкурс выиграло ООО «Стратегические коммуникации». Эта компания принадлежит Юлии Шарковой, имя которой ничего не скажет специалистам в сфере PR или в сфере культуры, зато она хорошо знакома супруге министра: Шаркова — управляющая салоном красоты Марины Мединской.
Жена Владимира Мединского владеет компаниями по аренде и управлению недвижимостью, но в 2016 году занялась еще и бьюти-бизнесом. Совместно со стилистом Артемом Станевым (владелец студии Stanev, управляющий AltoSenso) Мединская учредила салон красоты «Седьмой элемент», который располагается в Москве на территории элитного комплекса клубных домов «Садовые кварталы». В августе 2017 года Станев передал свою долю неизвестному ООО, а управляющей салоном назначили Юлию Шаркову.
Мединский и PR. Справка The Insider
После окончания МГИМО в 1992 году Владимир Мединский вместе с Егором Москвиным, Сергеем Михайловым и Дмитрием Сокуром основали PR-агентство «Корпорация «Я", наиболее заметным партнером которой была финансовая пирамида МММ. Когда пирамида рухнула, МММ расплатиться не смогла, Мединский выиграл судебный иск, но взыскать с МММ деньги так и не смог, и компания развалилась. Позже, уже когда Мединский стал депутатом, в его приемной проходили обыски в связи с подозрением в адрес «Корпорации «Я" о внесении заведомо ложных сведений в налоговую декларацию. До официальных обвинений тогда дело не дошло. В бытность депутатом Мединский активно использовал свои навыки пиарщика. Forbes писал о нем, как о лоббисте пивного, табачного и игорного бизнеса. В 2006-2008 годах Мединский был также президентом Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО).
Все свои
Шаркова - не единственный пример. Другой партнер жены Мединского по бизнесу - сооснователь «Корпорации „Я“» Егор Москвин. Так совпало, что он до последнего времени был еще и исполнительным директором Российского военно-исторического общества (РВИО), финансируемого Минкультом, где должность председателя занимает Мединский. При этом - снова совпадение - Фонд целевого капитала РВИО возглавляет другой сооснователь «Корпорации «Я" - Елена Кречетова. Кречетовой невероятно везет - ее PR-агентство «Медиа-консалтинг» постоянно получает подряды Минкульта. (В разговоре с The Insider Кречетова заявила, что признаков аффилированности и конфликта интересов здесь не видит).
Когда корреспондент The Insider попыталась позвонить в «Стратегические коммуникации» за комментарием, ее ждал сюрприз: ей ответили что Юлию Шаркову не знают, и вообще «это другая компания — SPA-салон». Любопытно, что тот же телефонный номер официально значится в регистрационных данных PR-агентства «Корпорация „Я“», «Медиа-консалтинга» и «Седьмого элемента» — все эти структуры также связаны с Мединским.
В данных «Стратегических коммуникаций» указан также и мобильный номер - он оказался личным номером Александры Адаскиной, сотрудницы все того же «Медиа-консалтинга». В качестве места работы Адаскина в своем Facebook указала Санкт-Петербургский международный культурный форум. «Медиа-консалтинг» уже несколько лет подряд обслуживает Петербургский международный культурный форум, приглашая спикеров и организовывая секции («Массовые коммуникации», «Театр», «Сохранение культурного наследия» и «Туризм»).
Именно у Александры Адаскиной журналисты проходят аккредитацию на некоторые мероприятия Минкульта. Иногда ее указывают как представителя пресс-службы ведомства, как, например, здесь или вот здесь. «Я не работаю в Минкульте, я менеджер компании, мы выполняем подряды», — коротко пояснила сама Адаскина The Insider.
Примеров сращивания частных компаний и Минкульта множество. Скажем, та же Шаркова в феврале 2017 года стал собственником ООО «Акцент Групп», а бывший владелец этой компании - Глеб Давыдов - с 2016 по 2017 год возглавлял еще одну структуру Минкульта - ФГУП «ТПО «Киностудия «Союзмультфильм».
Сотрудников «Медиа-консалтинга» можно вычислить по корпоративной электронной почте, у них она заканчивается на @mc-pr.ru - это доменное имя сайта агентства. Такой же электронный ящик, например, у гендиректора и совладельца автономной некоммерческой организации «Центр социальных инициатив» Владимира Филиппова. В 2016 году его компания уступила госаукционы «Медиа-консалтингу», «М-Арту» (учредитель Светлана Малкарова) и «Стратегическим коммуникациям».
Показательно, что проекты, выигранные на госаукционах «Стратегическими коммуникациями», обслуживают сотрудники «Медиа-консалтинга». К примеру, аукцион на PR-услуги международной цирковой премии «Мастер». Его «Медиа-консалтинг» указал в своем отчете, однако контракт был заключен с другой компанией.
Но что если все это — просто невероятное совпадение? Может быть, сотрудники PR-империи Мединского оказались настолько эффективными и настолько хорошо знакомы с культурной тематикой, что смогли победить конкурентов на конкурсах Минкульта? The Insider изучил внимательно эти конкурсы и обнаружил, что устроены они были весьма специфичным образом.
Конкурсы без конкурса
Всего за пять лет выходцы из «Корпорации „Я“» и связанные с ними организации заключили госконтрактов более чем на 300 млн рублей. Основными заказчиками компаний выступают Минкульт и его структуры.
На аукционах, в которых участвуют «корпоративные» компании, заказчики зачастую устанавливают невыполнимые сроки для подачи документов. Так, на одном из аукционов участники должны были подготовить документы за шесть дней. В сроки уложился лишь один - «Акцент Групп» Юлии Шарковой. Основной вид деятельности «Акцент Групп» — операции с недвижимостью и рестораны, но это не мешало компании получать госзаказы на организацию цирковых фестивалей и пиар.
Часто аукционы проходят между «своими». Вот один из примеров - аукцион «Оказание услуг по организационной, методической и информационно-пропагандистской поддержке международных мероприятий Минкультуры России, проводимых в рамках реализации государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг.». В нем две из трех компаний-участников (ООО «Стратегические коммуникации» и ООО «Медиа-Арт») прямо связаны друг с другом через PR-агентство «Медиа-консалтинг». «М-Арт» основала Светлана Малкарова, которая раннее была заместителем директора «Корпорации „Я“» Мединского, а сейчас входит в руководство «Медиа-консалтинга». «Стратегические коммуникации», как уже говорилось, принадлежат Юлии Шарковой, она также руководила компанией «Медиа-консалтинг».
В приведенном выше случае речь хотя бы о двух связанных участниках из трех, но иногда в конкурсе участвуют два аффилированных участника из двух. Так, например, Владимир Филиппов работает в «Медиа-консалтинге» и владеет долей в АНО «Центр социальных инициатив». В 2016 году его центр проигрывал на госаукционах «Медиа-консалтингу» в конкурсе по Петербургскому культурному форму и в конкурсе на развитие туризма, проигрывал «М-Арту» в конкурсе на проведение фестиваля «Кавказские игры», и, наконец, проигрывал конкурс «Стратегическим коммуникациям».
Иногда аукционы и вовсе отменялись, и контракт заключался с единственным поставщиком. Так было например у ООО «Акцент Групп» с Росгосцирком. Компания подала заявку на аукцион 5 ноября, а уже 7 ноября комиссия признает аукцион несостоявшимся и заключает контракт с «Акцент Групп» как с единственным поставщиком. На два других аукциона компания подает заявку 6 октября, а 8 октября аукционы признают несостоявшимися и снова заключают договор с «Акцент Групп».
На момент публикации The Insider так и не получил ответ от пресс-службы Министерства культуры. Если, конечно, не считать ответ от спа-салона.