Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Антифейк

Фейк РИА «Новости»: французская журналистка нашла в деле Навального «абсурдные странности»

РИА «Новости» в материале под заголовком «Французская журналистка указала на абсурдные странности в деле Навального» пишет:

«Появление версии о том, что блогер Алексей Навальный якобы отравился через бутылку с водой, превращает его госпитализацию в „абсурдный фарс”. Такое мнение выразила французская журналистка Кристель Неан в блоге на AgoraVox.

Ранее в официальном аккаунте блогера в Instagram появилось заявление, что вещество из группы „Новичок”, которым якобы его отравили, было обнаружено на бутылках из гостиничного номера в Xander Hotel. Там сообщается, что после того как сотрудники ФБК узнали о госпитализации Навального, они вызвали адвоката, поднялись в номер, из которого блогер только что выехал, и начали фиксировать, описывать и упаковывать все, что там нашли, в том числе и бутылки из-под воды. В заявлении говорится, что бутылки были переданы в немецкую лабораторию, где спустя две недели были обнаружены следы яда.

Журналистка указала на странности в этой версии. Если бы яд действительно попал в организм блогера из бутылки, то это произошло бы еще в гостиничном номере. Но по подсчетам Неан, в таком случае Навальный был бы отравлен за два часа до вылета и за три часа до госпитализации. Благоприятный исход после этого практически невозможен, так как субстанция „Новичок”, которой, как утверждают немецкие власти, был отравлен российский блогер, уже спустя несколько минут приводит к необратимым последствиям для организма даже в случае введения противоядия.

„Если бы Навального на самом деле отравили ‘Новичком’, он был бы прикован к постели и находился в состоянии полного психического расстройства”, — пишет журналистка.

Она также отмечает, что сотрудники ФБК взаимодействовали с бутылками, которые якобы были покрыты смертельно опасным веществом, без какой-либо защиты, кроме резиновых перчаток, а один из них и вовсе ходил по номеру босиком и в шортах.

„Нам говорят, что люди без защитных костюмов обращались с покрытой ‘Новичком’ бутылкой и при этом никак не пострадали”, — указывает Неан.

Она обратила внимание, что, согласно заявлениям немецких специалистов, отравляющее средство обнаружили и на руках Навального. В таком случае, по ее мнению, должны были пострадать и члены экипажа самолета, которые также прикасались к блогеру без защиты. Но ничего из этого не произошло. Неан делает вывод, что на взятой сотрудниками ФБК бутылке и на руках Навального до прибытия в Омск не могло быть никакого яда».

Распространенная в интернете версия об отравленной бутылке, которую разоблачает Кристель Неан, возникла, по-видимому, в результате недоразумения (возможно, целенаправленно созданного). В начале сентября The Insider, Bellingcat и Der Spiegel сообщили, что на бутылке воды, из которой пил Навальный, следы «Новичка». В статье в Der Spiegel говорится:

«По словам участников встречи [Кабинета безопасности Германии] , врач [руководитель Мюнхенского института фармакологии и токсикологии Федеральных вооруженных сил] без каких-либо сомнений заявил, что яд относится к группе нервно-паралитических агентов „Новичок”. Его следы были обнаружены не только в анализах крови, мочи и на коже Навального, но и на бутылке, которую он взял с собой в поездку. Родственники Навального сохранили эту бутылку, после того, как он потерял сознание в самолете, и передали берлинским врачам. Предположительно, Навальный пил из этой бутылки, когда уже был отравлен, оставив на ней следы яда».

В статье из немецкой газеты, как выяснилось позже, есть некоторая неточность: Навальный не брал эту бутылку с собой, вылетая из Томска в Москву; это, кстати, не разрешено правилами авиационной безопасности. Бутылку с недопитой водой он оставил в номере отеля Xander, а когда остававшийся в Томске сотрудник ФБК Георгий Албуров узнал от пресс-секретаря фонда Киры Ярмыш об экстренной посадке в Омске и госпитализации Навального, он и его коллеги, пригласив адвоката, забрали из номера предметы, к которым мог прикасаться Навальный, в том числе и эту бутылку. Сотрудница ФБК Мария Певчих привезла собранные улики в Омск, а оттуда их доставили в Берлин на медицинском самолете, перевозившем Навального.

Но так или иначе, с самого начала немецкие исследователи предполагали, что Навального отравили не с помощью этой бутылки, следы яда он оставил на ней, прикасаясь губами к горлышку, когда был уже отравлен. Это объясняет, почему не отравились сотрудники ФБК, забравшие бутылку из номера: дело в том, что на ней нашли не сам яд, а его следы, результат произошедшей в организме реакции. Найденное вещество не токсично, но образоваться могло только в результате отравления. Эту версию, как пишет «Коммерсантъ», подтвердил даже один из разработчиков «Новичка» Леонид Ринк, которого кремлевская пресса постоянно привлекает в качестве практически единственного эксперта, утверждающего, что яд, которым был отравлен Навальный (а до него Сергей и Юлия Скрипали) не может быть «Новичком»:

«Продукты в воде гидролизуются достаточно быстро, то есть в течение суток там уже практически ничего бы не было из отравы, могли быть компоненты или продукты гидролиза этих веществ, но они опасности уже никакой не представляли. Они не нашли чистое вещество, нашли какие-то продукты метаболизма и так далее».

Забавно, что на Ринка в своей статье ссылается и сама Кристель Неан. А утверждая, что в случае отравления «Новичком» Навальный не мог бы так быстро пойти на поправку, она ссылается на другого эксперта, тоже постоянного комментатора кремлевских СМИ, — «бывшего члена комиссии ООН по биологическому и химическому оружию» Игоря Никулина. Правда, по специальности он микробиолог, а не токсиколог, и вряд ли специально изучал действие фосфорорганических соединений на человеческий организм, но эти тонкости автора не смущают. Как и некоторые странности биографии эксперта.

Комиссии с таким названием — «по биологическому и химическому оружию» — в ООН нет, но есть Комитет 1540, учрежденный в 2004 году резолюцией 1540 о нераспространении ядерного, химического и биологического оружия. Членами комитета считаются не отдельные личности, а государства; состав ежегодно ротируется. Россия все годы существования комитета входит в его состав. При комитете существует группа официальных экспертов, от каждой страны не больше одного. Россию в группе экспертов сейчас представляет Алексей Баронин, до него в разные годы работали Петр Литаврин, Геннадий Лютай и Виктор Слипченко. Игоря Никулина в списке действующих и бывших экспертов нет.

Никулин прославился несколькими экстравагантными заявлениями в российских СМИ: подтверждением слов Владимира Путина о том, что США разрабатывают биологическое оружие избирательного действия, которое будет поражать только россиян, о том, что вызвавший пандемию коронавирус создан искусственно, причем опять же злокозненными американцами, о секретной лаборатории биологического оружия, созданной США на территории Грузии, о том, что «Новичок», которым отравили Скрипалей, невозможно было провезти в Великобританию в багаже из-за его резкого запаха (в действительности никакого запаха у него нет), о том, что в сирийском городе Хан-Шейхун не могло быть химической атаки с применением зарина, потому что не у всех пострадавших шла пена изо рта (в действительности этот симптом при отравлении зарином бывает не всегда). Так что Неан выбрала настолько своеобразного эксперта по действию «Новичка» на организм, что РИА, сообщая о ее статье, похоже, постеснялось упомянуть его фамилию.

Впрочем, послужной список самой Неан тоже довольно своеобразен. Француженка, получившая также паспорт непризнанной ДНР, известна в основном тем, что опубликовала на французской блог-платформе AgoraVox и в созданном ей интернет-издании Donbass Insider несколько сотен материалов, восхваляющих донецкий сепаратистский режим и обвиняющих во всех мыслимых и немыслимых злодеяниях Украину. Она писала о том, что Украина планирует теракты в Крыму, о том, что украинские политики всерьез предлагали стерилизовать безработных, о том, что Украина при финансовой поддержке Франции разрабатывает план перекрытия подачи питьевой воды в районы, контролируемые сепаратистами. За пределы украинской тематики Неан выходит редко, но отравление Навального, судя по всему, — случай особой важности, ради которого стоит сменить амплуа.