Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Литва согласовала коридор для транзита зерна из Украины в порты Балтии

The Insider

Литва согласовала коридор для транзита украинского зерна в порты Балтии. Об этом написал глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис в Х (бывший Twitter).

«Россия уничтожает продовольствие, Литва его доставляет. Коридор для транзита зерна в порты стран Балтии принят и согласован, что позволит снять давление на границе с Украиной и увеличить поставки в Африку и другие страны. Сотрудничество дает результаты!» — сообщил министр.

Министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Сольский сообщил, что ветеринарный, санитарный и фитосанитарный контроль в течение двух дней будет перенесен с украинско-польской границы в Клайпедский порт (Литва). Его слова публикует ведомство в Facebook. В сообщении также говорится, что это ускорит транзит по территории Польши. Соответствующее соглашение было достигнуто на встрече главы украинского ведомства Николая Сольского с министром сельского хозяйства Польши Робертом Телусом и министром сельского хозяйства Литвы Кястутисом Навицкасом.

По словам главы Клайпедского порта Альгиса Латакаса, порт может принять более 10 млн тонн зерна.

Накануне Bloomberg сообщало, что за последние несколько недель по меньшей мере семь судов без происшествий прошли в крупные украинские порты в Чёрном море, несмотря на угрозы России атаковать суда в этом районе. Пять судов загрузили зерно и железную руду для экспорта, ожидается, что их количество увеличится. Это свидетельствует о том, что ставка Украины на создание собственного торгового маршрута оправдалась, отмечало агентство. По словам источников, 1 октября, в воскресенье, два судна достигли Одессы. Однако пока успех носит символический характер, так как движение судов по-прежнему требует осторожного маневрирования вблизи побережья Болгарии и Румынии, откуда они направляются в Украину. К тому же, по сравнению с сотнями рейсов, которые были совершены в рамках Черноморской «зерновой сделки», эти рейсы пока немногочисленны, подчеркивал Bloomberg.

Минобороны России предупреждало, что из-за прекращения «зерновой сделки» с 20 июля будет считать все суда, следующие в акватории Чёрного моря в украинские порты, потенциальными перевозчиками военных грузов. То есть фактически ведомство считает их военными целями и угрожает атаковать. При этом страны флага таких судов МО обещало считать вовлеченными в войну на стороне Украины. Похожее заявление сделало позже и Минобороны Украины: с 21 июля ведомство рассматривает все суда, которые идут в черноморские порты, находящиеся на территории России или на оккупированных территориях Украины, как перевозящие грузы военного назначения.

17 июля действие «зерновой сделки» было остановлено по инициативе России. Через несколько дней после этого, в ночь на 24 июля, российские войска атаковали дронами-камикадзе Одесскую область, целью атаки была портовая инфраструктура Дуная. В результате ударов в порту Рени был разрушен ангар с зерном, повреждены резервуары для хранения других грузов, в одном из производственных помещений произошел пожар. В ходе атаки также пострадали шестеро сотрудников порта, четверо были госпитализированы с ранениями. Пророссийские Telegram-каналы, в том числе «Военный обозреватель», сообщали, что именно в Ренийский морской торговый порт на Дунае был перенаправлен грузовой трафик после формального закрытия портов Одессы и Черноморска.

Россия уже приостанавливала участие в «зерновой сделке» 30 октября 2022 года. Тогда Путин в качестве причины остановки назвал использование Киевом зернового коридора для ударов по кораблям в Севастополе. Также он провел телефонные переговоры с Эрдоганом и объявил два условия для возвращения России к соглашению: расследование атаки на корабли Черноморского флота в Севастополе и получение от Киева гарантий по неиспользованию гуманитарного коридора в военных целях. Однако в Турции заявили, что турецкие сухогрузы продолжат вывозить продовольствие из Украины и решение РФ выйти из сделки никак не повлияет на перевозку зерна. Всего через три дня после первой приостановки сделки, 2 ноября, Минобороны РФ сообщило о возвращении России в сделку. В ведомстве утверждали, что получили «письменные гарантии от Украины о неиспользовании зернового коридора для боевых действий».