Западная пресса и аналитики ожидали, что российский ответ на санкции западной коалиции в отношении российской нефти будет значительно более суров, однако документ, опубликованный во вторник, 27 декабря, во многом удивил энергетическое аналитическое сообщество — никаких жестких мер в ответ на санкции Москва не ввела. В частности, агентство Bloomberg отмечает, что рынок спокойно отреагировал на публикацию указа Владимира Путина: вместо резкого роста цен на энергоносители, о котором неоднократно предупреждали российские чиновники, мировые цены на нефть, наоборот, начали снижаться.
Во вторник американский бенчмарк WTI закрылся по цене $79,83 за баррель, а североморская Brent — по $84,99. В ходе торгов в среду, 28 декабря, цены на нефть продолжают снижение. Агентство отмечает, что снижение началось из-за отсутствия в документе жестких мер противодействия «потолку» — в нем нет введения «дна цен», прямого запрета на экспорт в страны, которые поддержали санкции, а также предельного размера скидки на российскую нефть.
Британская Financial Times отмечает, что документ сформулирован настолько расплывчато, что допускает поставку в рамках «потолка», если сам «потолок» в контракте не упоминается. Более того, в исключительных случаях президент оставляет за собой право разрешить поставку нефти или нефтепродуктов даже в рамках «западного потолка» цен. Издание предполагает, что эта лазейка оставлена для Индии и Китая — ключевых покупателей нефти, после исхода европейских покупателей.
Отказ от жестких мер в ответ на «западный потолок» может свидетельствовать о том, что западные санкции начали представлять серьезную угрозу для российской экономики и бюджета в частности. Эксперт Capital Economics Николас Фарр в комментарии для CNBC отмечает, что сокращение экспорта нефти из России видно уже сейчас, хотя санкции Запада только начали работать.
«Пока еще слишком рано оценивать влияние ограничения цен на нефть стран „Большой семерки“ и запрета ЕС на импорт российской нефти, вступившего в силу 5 декабря, но первые признаки указывают на то, что российская экономика начинает испытывать серьезные трудности. Данные свидетельствуют, что экспорт упал, а разница между ценой Brent и Urals достигла максимума», — говорит эксперт.
Во вторник, 27 декабря, президент России Владимир Путин подписал указ, который должен был стать ответом на западный «потолок цен» на российскую нефть. Российские власти пугали, что ответ будет жестким, а никаких поставок в страны, которые поддерживают ограничения Запада, не будет. На деле же формулировки указывают на то, что подобные поставки все же останутся возможными, а ключевым требованием стало отсутствие «прямого или косвенного» свидетельства о продажи нефти в рамках «потолка». Требования вступают в силу с февраля 2023 года.
Западные санкции заработали с 5 декабря. Они предполагают введение ограничения цен на нефть из России в размере $60 за баррель. В случае если поставка продается по цене выше, она лишается западной страховки, финансовых, логистических и прочих услуг, что значительно усложняет поставки. Ограничения уже значительно снизили экспорт нефти из России; более того, некоторые поставки в Индию шли все еще с западной страховкой, что свидетельствовало, что Россия была вынуждена соблюдать западные санкции. С 5 февраля аналогичные меры вступают против российских нефтепродуктов.