Нефтяной экспорт из России по морю упал на 56% спустя неделю после введения западных санкций. С 5 декабря в ЕС в отношении морских перевозок нефти из России действует нефтяное эмбарго, а также механизм предельных цен на российскую нефть, который установлен на уровне $60 за баррель. Все продажи нефти выше этого уровня рискуют попасть под санкции. Также западным компаниям запрещено оказывать страховые, финансовые, логистические и прочие услуги, если нефть продается по цене выше «потолка». Сокращение экспорта зафиксировало агентство Bloomberg, которое еженедельно отслеживает потоки нефти из российских портов.
Часть падения экспорта агентство связывает с ремонтными работами в российских портах на Балтике, часть — с нехваткой судов, готовых осуществить поставки российской нефти на азиатские рынки из восточных портов. Агентство отмечает, что столь резкая просадка может быть обусловлена в том числе временными факторами, такими как суровые погодные условия, и призывает аккуратно оценивать данное снижение, не делая пока долгосрочных выводов, так как через неделю объемы поставок могут вернуться к относительно нормальным значениям.
В абсолютных числах экспорт нефти за неделю упал на 1,86 млн баррелей в день (-56%) и составляет примерно 1,6 млн баррелей, установив абсолютный минимум за весь 2022 год. Агентство отмечает, что если проблемы в балтийском порте Приморск уже разрешены и он работает на полную мощность, то порт Козьмино, откуда идут поставки нефти из Восточной Сибири, столкнулся с отказом части игроков работать с российской нефтью, так как цена продажи оказывается выше уровня «западного потолка». Агентство утверждает, что минимум две крупных судоходных компании отозвали свои танкеры.
После введения санкций против российской нефти в мире осталось только 4 крупных покупателя топлива из России: Индия, Китай, Турция и получившая временное исключение из нефтяного эмбарго Болгария. Поставки в европейские страны, некогда бывшие крупнейшим рынком сбыта для России, упали до нуля, хотя еще несколько недель назад часть потоков направлялась в хранилища в Нидерландах.
Поставки в Болгарию после недолгих колебаний опустились до уровня примерно в 146 тысяч баррелей в сутки, экспорт в Турцию за неделю также сократился, отчасти это было вызвано проверкой страховых документов после введения санкций у проходящих в турецкие порты танкеров. Текущий уровень поставок в республику агентство оценивает в 136 тысяч баррелей в сутки. Объем поставок в Азию (Китай, Индия и танкеры, которые направляются в Азию, но не указали конечный пункт) также несколько сократился, в общей сложности на них теперь приходится около 2,4 млн баррелей в день.
Недельный уровень доходов от экспорта нефти упал на 54%, или на $77 млн, — до $66 млн. Средний недельный доход в пересчете на месяц опустился на $11 млн и теперь оценивается в $112 млн. Помимо сокращения экспорта, на нефтяные доходы давит снижение экспортной пошлины, которая в декабре составляет $5,91. Однако в январе она упадет еще ниже (на 61%) и составит $2,28 — минимум с кризисного 2020 года. Январское снижение экспортной пошлины будет частично компенсироваться налоговым маневром в нефтяной отрасли, согласно которому выпадающие доходы бюджета от экспортной пошлины будут компенсироваться за счет повышения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Завершить маневр планируется к 2024 году.
Снижение нефтяного экспорта уже негативно сказалось на курсе рубля, который всего за три дня торгов опустился более чем на 6 рублей к доллару США. Аналитики допускают, что на этом снижение не остановится, однако для российских экспортеров и Минфина это позитивный фактор, так как с таким курсом будет гораздо проще свести бюджет и расплатиться по внутрироссийским обязательствам.