Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«Он объявляет джихад за христианского правителя» — эксперты объясняют, как Кадыров искажает ислам для оправдания войны против Украины

The Insider

Рамзан Кадыров, который позиционирует себя как праведного мусульманина, в очередной раз использует несуществующие понятия ислама, прямо противоречащие ему и нарушающие религиозные догмы. Теперь глава Чечни не только обещает кровную месть чеченским оппозиционерам, но и объявляет православно-мусульманский джихад украинцам. Это не имеет никакого отношения к Корану и исламу, распространение и защита которого являются единственной целью джихада. Эксперты и люди из окружения Кадырова объясняют: глава Чечни сейчас будет использовать любые методы ради того, чтобы Путин удержался у власти, иначе печальный конец ждет обоих.

Союз с неверными против неверных

25 октября стало известно об ударе ВСУ по штабу чеченских военных, который находился в херсонской школе. Погибло около 30 человек, сам Кадыров заявил о 23 погибших и 58 раненых. Сразу после этого глава Чечни посреди ночи опубликовал в своем Telegram-канале голосовое 13-минутное сообщение, в котором заявил, что украинские города надо «стирать с лица земли», потребовал от чеченцев идти добровольцами на фронт вне зависимости от возраста и объявил джихад украинцам, а точнее, как он выразился, — «сатанистам».

Объявляя джихад, он заявил, что в Украине идет не спецоперация, а война «между православными, мусульманами и сатанистами». Кадыров неоднократно в последнее время говорит о том, что врагом России являются украинские «сатанисты», православных в эту категорию он еще не записывал. Учитывая это и регулярные фотосессии Владимира Путина в православных храмах, можно сделать вывод, что иноверцев Кадыров теперь записывает в союзники и тут же объявляет джихад украинцам. Объединяться на пути Аллаха Кадыров призывает не мусульман, а «земляков». Это прямо противоречит и самому определению «священной войны», и вообще всему исламу в целом, говорит собеседник The Insider, работавший в чеченских государственных органах.

«Конечно, если мы будем смотреть на вопрос с „сатанистами“ с точки зрения религии, то ислам четко структурирует иноверцев. Иудеи, христиане и мусульмане считаются „идеологическими однопартийцами“. В Коране даже есть такое понятие, как „Ахль Аль-Китаб“ — люди Писания. К ним причисляют народы, которые следуют Священными писаниям. Сатанисты, так же как и многобожники, считаются большим злом. Так что в теории тут Кадыров может объяснить свои действия некой войной против сатанистов.
Однако тут появилось еще и слово „джихад“, который Кадыров объявил украинцам. Но само понятие джихада в мусульманской религии означает священную войну правоверных, какими себя считают мусульмане, с неверными — то есть с христианами. При этом джихад ведется с целью распространения идей ислама. Поэтому Кадыров пытается подменить понятия, ввести людей в заблуждение. И это происходит уже не в первый раз. Вспомним хотя бы, как он и его сторонники объявляют так называемую кровную месть своим критикам из-за оскорблений. Притом что традиционно кровная месть действовала не как мера наказания, а как средство сдерживания убийств. Говоря простыми словами, люди понимали: убил кого-то — будь готов к тому, что убьют тебя или кого-то из твоих близких. Объявляется кровная месть в случае убийства, то есть когда проливается кровь. Оскорбления к этому социокультурному методу сдерживания не имеют никакого отношения».

Правозащитник Абубакар Янгулбаев, семье которого Кадыров и его правая рука, депутат Госдумы Адам Делимханов пригрозили кровной местью и отрезанием голов, тоже считает, что никакого джихада против украинцев быть не может, сколько бы Кадыров ни называл их сатанистами.

«На бытовом уровне для мусульман христиане, иудеи и атеисты — это все неверующие. У некоторых ученых-теологов в исламе есть трактовка о том, что христиане и иудеи — это люди Писания, они не такие, как атеисты и язычники, но в целом они все равно неверные».

Действуют ли манипуляции Кадырова на чеченцев

Глава Чечни является приверженцем направления суфизма, которое позволяет совмещать религиозность с праздной жизнью. При этом сторонников салафизма кадыровский режим называет опасными сектантами и объявляет им кровную месть. В салафиты Кадыров также записывает чеченских оппозиционеров, что позволяет ему публично призывать религиозных фанатиков убивать неугодных его власти «сектантов». По такому же принципу он выбрал удобное «сатанинское» определение для украинцев. Судя по многочисленным тик-токам кадыровцев с фронта, может сложиться впечатление, что его манипуляции религией имеют успех и его действительно слушаются, проникнувшись речами. Это не так, говорят собеседники The Insider.

«В Чечне среди молодых мужчин есть много адекватных, образованных, которые прекрасно понимают все происходящее, — говорит чеченский чиновник. — Однако из-за угроз, пыток, преследований они не могут и боятся выступить против. При этом есть и те, кто слепо ведется на то, что им говорят. Тут скорее речь о необразованном слое населения. В основном это дети войны, которые из-за военных действий в республике не могли получить доступ к образованию. Мне сразу вспоминается одно из недавно опубликованных видео в Telegram-канале „Адат“. Там лежит раненый в Украине чеченец и кричит: „Аллаху Акбар, Ахмат Сила“. Думаю, что это очень показательное видео».

По словам Абубакара Янгулбаева, чеченцами, которые идут воевать в кадыровских полках, движут далеко не его религиозные речи:

«Есть ли какое-то психологическое внушение? Скорее меркантильное и практичное. Чеченцы туда едут, но их меньшинство, даже был отдельный доклад у „Мемориала“, что их там всего 3 тысячи, и Кадыров это подтверждает. Все эти 10 или 70 тысяч — это вранье, никакого подтверждения его словам нет нигде. Люди туда едут из-за денег и возможности военной наживы, то есть получения военных трофеев, например, оружия. Мотивация исключительно материальная».

По словам представителя чеченской правозащитной ассоциации «Вайфонд», большинство населения в Чечне понимает, что Кадыров использует религиозные догматы, как ему захочется, потому что они отлично знают законы ислама. Псевдорелигиозные речи Кадырова не затрагивают никаких паттернов обычных чеченцев, потому что эта война попросту не имеет отношения к религии, говорит собеседник:

«Идею про джихад Кадыров пытается протолкнуть с самого начала войны, но она не проталкивается ни с какой стороны. Сколько бы тысяч человек он ни собирал, как бы муфтий Чечни ни молился на арабском языке со словом „Украина“ — эту идею никак не протолкнуть. Джихад можно было протолкнуть во время Первой чеченской и Второй, когда была борьба мусульман против иноверцев, посягавших на религию, но сейчас он пытается натянуть сову на глобус. Одна из причин низкой поддержки Кадырова в Чечне в том, что чеченцы очень религиозны — они молятся по пять раз в день и очень много времени посвящают размышлениям о загробной жизни. Идея джихада не проталкиваемая, потому что эта война — прямой путь в ад, потому что ты не можешь воевать за христианского правителя, Путина, против другого условно христианского правителя. Кадыровцы идут воевать потому, что Кадыров их может лишить всего того, чего у них не было раньше, — денег, власти и всего остального. Если Кадыров потеряет власть, они будут посажены на кол вместе с Кадыровым теми же чеченцами».

При этом Кадыров имеет много схожих черт поведения с бывшим лидером Исламского государства Абу Бакром Багдади, который тоже искусно использовал символы ислама для манипуляций и был падок на стяжательство, говорят в правозащитной ассоциации. Например, однажды во время проповеди в мосульской мечети на руке Багдади были сфотографированы швейцарские часы ценой в несколько тысяч долларов. Структура ИГ вообще имеет много общего с кадыровским режимом. В частности, и там, и там в основе лежит тотальное насилие, в которое вовлечены все полноценные боевики через систему круговой поруки, террор и запугивание мирного населения.

«У Кадырова и Багдади есть кое-что общее — они использовали религию, чтобы вербовать людей для своих корыстных целей. Они называют людей шайтанами, убивают в том числе и мусульман. Они вроде разные, но если пойти по пунктам, то они почти идентичны», — говорит представитель «Вайфонда».

Верит ли Кадыров в свои речи

Собеседники The Insider уверены, что Кадыров осознает собственные манипуляции и не обманывается сам, когда обманывает других. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что всего несколько лет назад Кадыров, наоборот, использовал антивоенную риторику, потому что в тот момент ему были невыгодны военные действия.

«Он не может верить в то, что он говорит, — говорит Абубакар Янгулбаев. — Когда шла речь о войне за независимость Чечни, когда шла речь о войне в Сирии, он утверждал, что его муллы и дружинники заявляли: война — это плохо, воевать нельзя, надо сидеть дома и беречь свою семью, приумножать чеченское население, ВВП, быть полезным родине, а не ездить куда-то, чтобы там умереть, и что люди, которые отправляют вас туда, спокойно себе дома сидят и у них все хорошо. Здесь у Кадырова прослеживается небольшая шизофрения, потому что теперь он прямо себе противоречит. И тогда, и сейчас он ссылался на религию, и это чистая манипуляция. Сейчас ему выгодно быть рупором Кремля по эскалации российско-украинского конфликта».

По словам чеченского чиновника, Кадыров прекрасно отдает себе отчет во всем, но у него нет выбора, ему надо любыми средствами помогать Путину удержаться во власти:

«Мне кажется, большая ошибка считать, что у Кадырова есть какие-то идеи, ценности и вера. Нужно понимать, что он сам сделал себя заложником. Сейчас он находится в золотой клетке, которую построил для себя сам, но ее положение очень шаткое. Его ненавидит народ, у него сотни, если не тысячи кровных врагов. Его презирает ФСБ и готово разорвать его при любом удобном случае. Кадыров держится за счет Путина. Нет его — нет Кадырова. Поэтому Рамзан Ахматович делает все, чтобы помочь своему начальнику, и использует для этого любые методы, даже противоречащие друг другу. В противном случае его ждет неминуемый конец, и он будет очень печальным».