Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пытается убедить лидеров стран G-20 на саммите, проходящем в Нью-Дели, удовлетворить некоторые требования России, которые выдвигаются в качестве условий для возобновления «зерновой сделки», пишет Bloomberg со ссылкой на источники.
Издание отмечает, что усилия президента Турции вряд ли изменят позиции западных союзников Украины, однако тот продолжит прилагать усилия по возвращению Москвы в Черноморскую инициативу, из которой она вышла в июле. Эрдоган призывает мировых лидеров возобновить страхование российских грузов зерна и удобрений на страховом рынке Lloyd’s of London, а также переподключить банки РФ к системе обмена банковскими сообщениями SWIFT. США и их союзники пока что отвергают эти требования.
По словам дипломатов, на которых ссылается Bloomberg, Россия также отказывается идти на компромиссы, предлагаемые ООН. Они включаются в себя подключение к SWIFT «Россельхозбанка», находящегося под санкциями. В свою очередь Турция пытается склонить стороны к некоему консенсусному решению проблемы. Помимо прочего, турецкая сторона предлагает смягчить некоторые санкции против РФ, которые, как говорят российские дипломаты, не дают ей ввозить зарубежную сельскохозяйственную технику и запчасти для нее.
Позднее пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что Россия требует подключить к SWIFT не только «дочку» «Россельхозбанка», но и банк в целом. По его словам, все требования России по возобновления «зерновой сделки» «прекрасно известны и не нуждаются в толкованиях».
В августе Bild писал, что новая зерновая сделка может быть заключена между Россией, Турцией и Катаром. Об Украине речь не шла — согласно дипломатической переписке, сделка должна была касаться только российского зерна.
19 июля Минобороны России заявило, что из-за прекращения действия зерновой сделки с 20 июля будет считать все суда, следующие в акватории Черного моря в украинские порты, потенциальными перевозчиками военных грузов, а страны, под чьими флагами ходят такие суда, будут считаться вовлеченными в войну на стороне Украины. Минобороны Украины в ответ объявило, что с 21 июля может рассматривать все суда, которые идут в черноморские порты, находящиеся на территории России или на оккупированных территориях Украины, как перевозящие грузы военного назначения.