В российских агентствах появились новости о дефиците в некоторых аптеках популярного антидепрессанта «Золофт», а РИА «Новости» тут же выпустили материал с рекомендациями психиатра, чем можно заменить препарат. Врачи-психиатры рассказали The Insider, что применять дженерики или аналоги антидепрессантов можно, однако пациенты в таких случаях чаще сталкиваются с побочными эффектами, и переносимость у таких препаратов хуже. При этом врачи отмечают, что глобальные изменения на российском фармрынке произошли еще пять лет назад, когда на него хлынуло большое количество российских дженериков, и они начали вытеснять оригинальные препараты.
Психиатр Виктор Лебедев
«Золофт» — это оригинальный сертралин (антидепрессант из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, в терапевтических дозах блокирует захват серотонина в тромбоцитах человека). Он считается самым лучшим сертралином из существующих. Есть оригинальный препарат (Pfizer), но срок действия патента на сертралин давно истек, другие фирмы могут синтезировать то же самое лекарство. У него полно дженериков по всему миру — например, препараты индийского производства или российского.
Это не какой-то эксклюзивный препарат, которого днем с огнем не сыщешь. Кроме того, всегда можно перейти на препарат внутри группы — сертралин относится к селективным ингибиторам обратного захвата серотонина, и это одна из самых популярных фармакологических групп в психиатрии. Он довольно широко используется в психофармакотерапии, и в этой группе есть ряд других препаратов — его можно найти либо среди дженериков, либо среди препаратов внутри группы. В онлайн-аптеках «Золофт» еще есть, но в физических уже нет.
Но дело в том, что оригинальный препарат и дженерики отличаются, потому что дженерик копирует саму молекулу, но таблетка состоит не только из действующего вещества, но и из вспомогательных. Есть вопросы к чистоте самой субстанции и к очистке действующего вещества, потому что волей-неволей эффективность [из-за этого] может быть разная. Может быть просто плохая субстанция — и плохая таблетка выходит. Побочные продукты синтеза тоже могут влиять.
При переходе на дженерик пациенты могут жаловаться, препараты могут хуже работать. Но в моей практике были и другие случаи, когда человек пил оригинальный препарат, и ему не помогало или были побочные эффекты, а дженерик переносился лучше. Это истории индивидуальные. Лучше пить оригинальные препараты, но с ними есть сложности по деньгам, потому что они, как правило, дороже из-за того, что компаниям нужно отбивать стоимость дорогих исследований. Чтобы молекулу ввести в производство и на рынок, нужно перед этим отбросить с десяток или сотню других молекул.
Можно переходить на дженерики либо двинуться внутри самой группы и поискать другой препарат. Это не катастрофическая история, потому что фармрынок штормило последние два года и периодически препараты пропадали и до «спецоперации». Например, «Золофт» пропадает иногда из-за проблем с маркировкой. Не думаю, что это глобальная история про то, что Pfizer уходит из страны или что это связано с военными и экономическими делами. Потому что глобальные изменения на российском фармрынке произошли пять лет назад, когда на него хлынуло большое количество российских дженериков, и они начали вытеснять и демпинговать в отношении оригинальных препаратов. Дженерики были отвратительного качества.
Сейчас российские препараты лучше стали — возможно, субстанция лучше, или у производителей стало больше опыта. Я всё равно рекомендую покупать зарубежный препарат, так как несильно доверяю российским дженерикам: к ним всегда было много вопросов в силу того, что сама индустрия не так развита. У российских дженериков я видел больше побочных эффектов и переносимость у них хуже. Кому-то нормально было, конечно, но в целом на российские дженерики пациенты жаловались больше.
Тем, кто привык к этому препарату, будет неудобно, но за неимением «Золофта» будем искать другие варианты. Тут надо просто подстроиться и посмотреть, насколько это временная трудность».
Врач-психиатр, психотерапевт Павел Бесчастнов
«Золофт» — это оригинальная версия препарата сертралина, популярного антидепрессанта, который часто выписывается. Сейчас именно он пропал из продажи, и нашей психфарме периодически свойственны исчезновения некоторых импортных препаратов, но это происходит уже последние полтора или два года, так что ситуация не связана с текущими событиями. «Золофт» пропадал зимой, другие препараты тоже пропадали. Судя по всему, это из-за регуляции и сертификации на фармрынке, так как дефицит касается только оригинальных импортных препаратов, а дженерики на рынке всё равно присутствуют. Некоторые препараты на месяц исчезают, а потом появляются снова.
В случае с «Золофтом» есть отечественные, а есть восточноевропейские дженерики. В целом они уступают «Золофту», но они не катастрофически хуже. Только у новых оригинальных препаратов обычно нет дженериков, потому что лицензия еще не снята, и они только под одним наименованием производятся, тогда их заменить нечем. Незаменимые препараты бывают, например, при детской эпилепсии — там используют препараты строгого учета, и нет вариантов. Случались человеческие драмы, когда он был недоступен.
В разных отраслях медицины бывают очень специфические препараты, например, какой-то антибиотик, заточенный под конкретный штамм, или препараты при обменных заболеваниях. У таких препаратов нет то что дженериков, но даже оригинальных аналогов нет. К счастью, в психиатрии мы такого почти не наблюдаем. Препараты, с которых не снята лицензия, можно по пальцам пересчитать, и их можно заменить. Возможно, аналог будет не такой подходящий, но такого, чтобы лечить было вообще нечем, не бывает.
Некоторые наркотические анальгетики (опиумные обезболивающие), которые используют в хирургических и онкологических отделениях, вообще нечем заменить, потому что никакие другие обезболивающие такого эффекта не дают. Это приводит к человеческим драмам, когда для больных с онкологиями невозможно найти препараты. К счастью, с антидепрессантами такого не наблюдаем».
Поставки антидепрессанта «Золофт» в российские аптеки временно были приостановлены из-за технических проблем на производстве, сообщило РИА «Новости», ссылаясь на пресс-службу отечественного подразделения американского производителя Viatris. При этом в Росздравнадзоре отсутствие антидепрессанта в аптеках объяснили ажиотажным спросом. В целом траты россиян на антидепрессанты в январе — сентябре 2022 года выросли на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 5 млрд рублей, сообщили ТАСС в Центре развития перспективных технологий.
Еще в начале марта в России начались проблемы с лекарствами иностранного производства. Какие-то препараты исчезли из продажи, на часть лекарств сильно выросли цены. В уязвимом положении оказались онкобольные, диабетики, люди с заболеваниями щитовидной железы — им приходится переходить на аналоги сомнительного качества и собираться в группы, чтобы вместе искать лекарства и помогать друг другу. Эксперты, с которыми общался The Insider, считают, что проблемы связаны с логистикой. Транспортные компании оказались не готовы к такому росту спроса, и запасы со складов не успевают приезжать в аптеки.