Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.43
  • EUR109.01
  • OIL74.35
Поддержите нас English
  • 31180

Вчера Минобороны провело очередную пресс-конференцию, где предъявило новые аргументы в пользу того, что Россия не имеет никакого отношения к сбитому «Боингу» MH17 (подробнее об этом в материале «Министерство оправданий. 6 фейков с пресс-конференции Минобороны о сбитом «Боинге»»). В истории российской пропаганды было немало интересных сюжетов, включавших и «распятого мальчиков в Славянске», и «изнасилованную русскую девочку в Берлине», но ни один сюжет не порождал еще такое разнообразие фейков, как попытки оправдаться за «Боинг» MH-17, сбитый зенитно-ракетным комплексом «Бук», принадлежавшим 53-й зенитно-ракетной бригаде из Курска. Когда перед российскими официальными лицами и прокремлевской прессой встала задача придумать «правильное» объяснение этим событиям, задание было перевыполнено: »правильных» объяснений (пусть и взаимоисключающих) появилось большое множество.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. УКРАИНСКИЙ САМОЛЕТ

1. Свидетели с соколиным глазом

Вскоре после катастрофы стали появляться сообщения о том, что некие очевидцы видели в небе рядом с малайзийским лайнером какой-то другой самолет. Версия оказалась довольно живучей: так, через год после гибели «Боинга» «Московский комсомолец» сообщал о выводах властей самопровозглашенной ДНР. В публикации говорилось о многочисленных показаниях свидетелей, разглядевших второй самолет. Версия отличается крайней неправдоподобностью, так как известно, что «Боинг» летел на высоте около 10 км, а разглядеть с земли самолет на такой высоте практически невозможно.

2. Печальная история летчика Волошина

В декабре 2014 года «Комсомольская правда» опубликовала интервью с человеком, назвавшимся авиационным механиком и якобы видевшим, как летчик ВВС Украины Владислав Волошин в день гибели малайзийского «Боинга» вернулся с боевого вылета с пустым боекомплектом и мрачно сказал: «Самолет не тот». В июне 2015 года Следственный комитет России заявил, что показания свидетеля проверены следователями и признаны заслуживающими доверия. В марте 2018 года Волошин, уволившийся из вооруженных сил и работавший и.о. директора Николаевского аэропорта, покончил с собой, что вызвало новый всплеск интереса к этой версии.

Версия не учитывает того, что Волошин летал на Су-25, практический «потолок» которого составляет 7 км. Напомним, что малайзийский лайнер летел на высоте около 10 км. Правда, конструктор Су-25 Владимир Бабак говорил, что теоретически он может достичь такого эшелона, но это угрожало бы безопасности пилотов, а у украинских летчиков вряд ли мог быть опыт действий на такой высоте. Кроме того, Бабак отмечает, что ракеты, которыми оснащен Су-25, недостаточно мощные, чтобы сбить крупный пассажирский лайнер, а скорость его сильно уступает скорости «Боинга».

3. Как испанский диспетчер Карлос превратился в робота по имени Людмила Лопатышкина

Вскоре после гибели «Боинга» все российские федеральные СМИ дружно сообщили о записи в твиттере от лица некоего испанского авиадиспетчера по имени Карлос, якобы работавшего в Украине. Карлос утверждал, что именно он вел погибший лайнер и перед тем, как тот пропал с радаров, заметил рядом с ним другой самолет. Диспетчер даже дал интервью испаноязычной редакции канала RT, но позже найти его никто не смог. Его твиттер вскоре был заблокирован, но в конце 2014 года снова заработал, только теперь его владельцем значилась некая Людмила Лопатышкина, однако обнаружить эту особу также никому не удалось. Твиты Лопатышкиной выглядели странно: «бесстрашная — глядит», «раскрашу небо», «в 37-м получил он». По-видимому, их размещал робот. В дальнейшем твиттер снова был заблокирован. Историю об испанском диспетчере неожиданно возродил Владимир Путин, давая интервью Оливеру Стоуну. В фильм Стоуна этот фрагмент не вошел, но американский режиссер опубликовал его в книге «Интервью с Владимиром Путиным». «Насколько мне известно, сразу же после этой ужасной катастрофы один из украинских авиадиспетчеров, по-моему, он специалист испанского происхождения, объявил, что видел в коридоре гражданского самолета боевую машину. Никакой другой боевой машины, кроме украинской, там быть не могло», — заявил президент России. И лишь после этого, в марте 2018 года, журналисты Radio Free Europe/Radio Liberty совместно с румынскими коллегами из RISE Project смогли разыскать Карлоса. Настоящее его имя Хосе Карлос Барриос Санчес, он, действительно, испанец, но вовсе не авиадиспетчер, его разыскивали по подозрению в подлоге и незаконном присвоении имущества. Лжедиспетчер заявил, что посты в твиттере размещал за деньги, которые ему платил канал RT. Всего он получил $48 тыс.

4. Как Михаил Леонтьев увидел самолет длиной со взлетно-посадочную полосу

В ноябре 2014 года Михаил Леонтьев в своей программе «Однако» на «Первом канале» продемонстрировал сенсационный фотоснимок — доказательство того, что ракету по «Боингу» выпустил украинский истребитель. На черно-белом фото, сделанном якобы со спутника, отчетливо была видна траектория ракеты.

При ближайшем рассмотрении снимок оказался грубой подделкой. Изображения самолетов были наложены на спутниковую фотографию, расположение облаков на которой не соответствовало дню гибели лайнера. По всей видимости, изображение взяли из сервиса Google Earth, а его фотография была сделана еще в 2012 году. «Боинг» оказался не той модели — 767 вместо 777. Авторы даже не позаботились о соблюдении пропорций, поэтому разница в длине двух самолетов оказалась вдвое больше, чем в реальности. Более того, размеры «Боинга» оказались сопоставимы с длиной ВПП попавшего в кадр аэродрома. Впрочем, все это не помешало Леонтьеву вернуться к этой версии позже, в августе 2015 года, когда в ООН обсуждали возможность создания международного трибунала в связи с гибелью самолета.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. УКРАИНСКИЙ «БУК»

После того как международные эксперты, обследовавшие обломки погибшего «Боинга», пришли к однозначному выводу, что сбит он зенитной ракетой комплекса «Бук», версии об украинском истребителе потеряли популярность, хотя время от времени о них еще вспоминали, и не кто-нибудь, а сам Владимир Путин в разговоре с Оливером Стоуном. Но на первый план вышли версии о том, что «Бук», сбивший самолет, принадлежал вооруженным силам Украины. А ориентированное на иностранную публику российское информационное агентство Sputnik в одной из своих публикаций умудрилось совместить обе версии, вконец в них запутавшись.

5. Позиции у села Зарощенское

Разработчик «Бука» — корпорация «Алмаз-Антей» — выдвинула версию, согласно которой ракета была выпущена не из окрестностей поселка Первомайский, как считают эксперты и международная следственная группа, а с позиций у села Зарощенское, с территории, подконтрольной украинским властям. В декабре 2017 года съемочная группа «Вестей» даже побывала в захваченном сепаратистами Зарощенском и обнаружила следы пребывания украинских войск. Однако же вскоре эксперты Bellingcat установили, что эта территория в день гибели лайнера находилась под контролем сепаратистов. Судя по имеющимся спутниковым снимкам, позиция была ориентирована на юг, в сторону подконтрольной Киеву территории.

6. Версия перебежчика Батурина

В декабре 2017 года в поддержку версии о селе Зарощенское телеканал «Звезда» опубликовал интервью с человеком, представившимся бывшим майором ВС Украины Юрием Батуриным, перешедшим на сторону России. Он якобы служил начальником командного пункта воинской части зенитно-ракетных войск, расположенной под Харьковом, и узнал от сослуживцев, что те недавно участвовали в перебазировании «Буков» в село Зарощенское. Утверждение о том, что Зарощенское находилось под контролем Украины, к тому моменту уже было опровергнуто, что, впрочем, «Звезду» и майора-перебежчика нисколько не смутило. Личность же предполагаемого перебежчика остается загадкой: в интернете можно найти много упоминаний о том, что он обратился за получением российского гражданства, но до этого он никаких следов в сети не оставлял. Вряд ли майор ПВО — та фигура, которую имеет смысл засекречивать, более вероятно, что такого офицера никогда не было, а человек, давший интервью «Звезде» и говоривший при этом на правильном русском языке без малейших признаков южного говора, характерного для русскоязычных жителей Украины, — не тот, за кого себя выдает.

7. Фотошоп от Минобороны

В мае 2018 года Министерство обороны России выступило с заявлением о том, что Россия представила «исчерпывающие доказательства» причастности Украины к гибели «Боинга». Оно ссылалось на продемонстрированные уже через четыре дня после катастрофы спутниковые фотографии, доказывавшие перемещение украинских «Буков» в район села Зарощенское.

Британский эксперт Джеффри Льюис доказал, что эти снимки подверглись цифровому монтажу.

Кроме того, министерство ссылалось на видео, на котором запечатлено перемещение «Бука», и утверждало, что оно снято в подконтрольном Украине Красноармейске. Эксперты Bellingcat доказали, что в действительности съемка сделана в Луганске, а надпись на рекламном щите с упоминанием адреса в Красноармейске сфабрикована.

8. Заявление малайзийского министра

В июне 2018 года многочисленные российские СМИ радостно объявили о «сенсационном» заявлении министра транспорта Малайзии Энтони Локе: Малайзия якобы считает обвинения в адрес России бездоказательными. Впрочем, в действительности министр завил лишь, что с учетом дипломатических отношений нельзя однозначно заявлять о виновности России, пока не опубликован окончательный доклад следственной группы. Но российские пропагандисты наперебой взялись сообщать о «снятии с России вины» и «объявлении о невиновности».

ПРИЛОЖЕНИЕ. ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ВЕРСИИ

Добавим к этому пару версий, не озвучивавшихся как официальные, но распространявшихся прокремлевскими СМИ. Здесь полет фантазии достигает уже запредельных высот.

9. Полный самолет несвежих трупов

Вскоре после катастрофы тогдашний «министр обороны» самопровозглашенной ДНР Игорь Гиркин, известный также как Стрелков, заявил, что найденные в разбившемся самолете тела были мертвы задолго до его падения: «По данным людей, которые собирали трупы, значительная часть трупов несвежая, люди умерли до нескольких суток тому назад». По этой версии получалось, что самолет вообще никто не сбивал, его набили трупами и отправили лететь на автопилоте, чтобы он упал на территории, подконтрольной сепаратистам, и сделано это было, чтобы обвинить их в чудовищном преступлении. Сам самолет, по этой версии, возможно, был другим «Боингом 777» Malaysia Airlines, за несколько месяцев до того бесследно пропавшим над океаном при совершении рейса «Куала-Лумпур — Пекин». Версия, очевидно, была навеяна одним из эпизодов британского сериала «Шерлок». Развития она не получила, так как вскоре были установлены имена всех погибших.

10. Покушение на первое лицо

Некий анонимный источник «Интерфакса» в Росавиации заявлял, что, возможно, украинские военные сбили малайзийский лайнер, приняв его за российский «борт номер один» — персональный самолет Владимира Путина. В тот день Путин возвращался из поездки по латинской Америке, и трассы двух самолетов пересеклись в районе Варшавы, а по раскраске фюзеляжа два самолета похожи, что и стало причиной роковой ошибки. Версия не учитывает, что прокладывать маршрут из Варшавы в Москву через Донбасс нет абсолютно никакого смысла. Особенно любопытный вариант этой версии принадлежит Сергею Кургиняну: по его предположению, пытаться сбить самолет Путина могли не украинцы, а сепаратисты ДНР, так как Гиркин-Стрелков сам собирался претендовать на пост президента России.

В своем видеообращении он задавался вопросом: «Зачем Стрелкова так пиарят?.. Пиар-кампанию Стрелкова крутят так, как будто президентские выборы через 6 месяцев, а вовсе не через несколько лет». И находил ответ: «Так вот, если гипотеза, высказанная недавно авторитетнейшими и крупнейшими СМИ, справедлива, тогда политический пиар Стрелкова объясним… Может быть, ждали, трепетали, что прямо сейчас взлетит новый кандидат в президенты».

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari