Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Старые суда из теневого флота, которые перевозят российскую нефть, угрожают побережью Балтийского моря — Greenpeace

The Insider

Устаревшие танкеры из теневого флота, которые перевозят российскую нефть, рано или поздно могут привести к нефтяной катастрофе в Балтийском море. К такому выводу в исследовании пришли специалисты Greenpeace (документ есть в распоряжении редакции The Insider).

В рамках исследования эксперты Greenpeace проанализировали данные о движении судов за четыре года. Они сосредоточились на танкерах, которые отправлялись из российских портов Балтийского моря, таких как Приморск, Санкт-Петербург, Усть-Луга и Высоцк и шли вдоль немецкого побережья. Это один из основных путей, который используют суда, следующие из российских портов в международные воды.

Экологи смоделировали возможные последствия разлива нефти. Для этого они пустили вдоль маршрутов танкеров специальные буи с установленными GPS-трекерами. Их движение показало, каких масштабов может достичь нефтяное пятно у побережья Германии и какие зоны окажутся под угрозой.

Эксперты организации пришли к выводу, что, экспорт российской нефти с использованием старых судов из так называемого теневого флота представляет серьезную угрозу окружающей среде не только в Германии, но и всей Балтике, включая Финский залив, в котором они начинают свой путь. По данным экологов, в случае разлива нефти под угрозой окажутся населенные пункты возле Ростока, Любека и Киля.

Кроме того, авария может поставить под угрозу водоснабжение Санкт-Петербурга, так как волны из Финского залива могут доходить до Невы – основного источника питьевой воды для города. Именно из портов Ленинградской области, а также Санкт-Петербурга происходит погрузка нефти.

Эксперты также отметили, что качество судов с сырой нефтью ухудшилось по сравнению с довоенным временем. Средний возраст используемых танкеров вырос с 8,9 лет в 2021 году до 16,6 лет в 2024 году. Коррозия и износ, которым подвержены старые танкеры, увеличивают вероятность аварий. Кроме того, суда зарегистрированы в таких странах как Панама или Габон - там требуют минимум информации о судовладельце и используют низкие стандарты безопасности судоходства. Также выросло число танкеров, которые ходят под флагом Центральноафриканской Республики, не имеющей выхода к морю. Из-за этого на борту этих судов регулярно возникают технические неисправности.

Также, согласно исследованию, многие танкеры проходят через охраняемые природные зоны – проливы Фемарн-Бельт и Кадет, где нередко случаются посадки на мель и столкновения.

Сотрудники Greenpeace призывают немецкое правительство обеспечивать судам страховое покрытие, а также сопровождение местными лоцманами, чтобы они помогали проводить суда по сложным участкам. Кроме того, важно проверять танкеры на пригодность к мореплаванию во избежание крупной нефтяной катастрофы в Балтийском море.