В понедельник издание Axios сообщило о том, что один из советников президента США Байдена, Амос Хохштейн, приехал в Израиль для того, чтобы отговорить власти еврейского государства от войны с ливанской исламистской группировкой «Хезболла». Согласно этой информации, в Белом доме боятся, что Израиль таким образом может спровоцировать конфликт, в который будет втянута Америка. В последние дни как боевики группировки наносили удары по приграничным позициям Армии обороны Израиля, так и израильские ВВС бомбили «Хезболлу».
Израильский военный эксперт Саймон Ципис в разговоре с The Insider отметил, что группировка «Хезболла» фактически захватила Ливан с военной и политической точки зрения:
«Половина парламента Ливана занята представителями ”Хезболлы”. Ливан настолько потерял значимость в балансе и разделе сил на Ближнем Востоке, что фактически значение государства Ливан сведено на нет. ”Хезболла” де-факто считается частью вооруженных сил Ирана, которые присутствуют на территории Ливана на границе с Израилем.
Амос Хохштейн, судя по всему, совершил тайный визит в Израиль, поскольку в израильских СМИ об этом нет ни слова. Поскольку он — израильтянин, который жил и служил в Израиле, а потом перебрался в США и стал советником президента США по ближневосточным отношениям, это всё заставляет предположить, что он приехал в Израиль, не столько чтобы отговорить страну от войны с ”Хезболлой”, а даже наоборот. Я бы предположил, что он приехал вести переговоры о координации сил Израиля и США в предстоящей войне с этой группировкой.
Если будет война между Израилем и ”Хезболлой”, то можно смело предположить, что в это втянется и Иран из-за желания сохранить присутствие своей группировки в Ливане. А это уже будет означать фактическую войну между США и Ираном. Недавняя встреча между Си Цзиньпином и Байденом — это намек Китая на то, что в этой предстоящей войне Китай примет сторону Ирана. Судя по всему, США планируют развязать войну против ”Хезболлы” и против Ирана, а Китай намекнул, что если такая война будет развязана, то он встанет на сторону Ирана. Именно из-за предупреждения Китая США и Израиль будут сторониться от развязывания конфликта с ”Хезболлой”».
Израильский политолог и общественный деятель Михаил Пелливерт в беседе с The Insider также сказал, что «Хезболла» продолжает стратегию изматывающего противостояния с Израилем, которое в любой момент может перерасти в полноценную войну:
«Непонятно, как долго мы сможем терпеть продолжающиеся обстрелы израильской территории. В этом смысле Ливан, к сожалению, видимо, не имеет возможности контролировать Хасана Насруллу. При этом нельзя сказать, что Насрулла совсем не учитывает этот внутренний ливанский контекст. ”Хезболла” — это не только вооруженные прокси Ирана, но и социальная и политическая сила в самом Иране. Это тяжелый политический шпагат, в котором находится 3-й генеральный секретарь ”Хезболлы” Хасан Насрулла. Непонятно, чем он кончится, но я думаю, что основные решения принимаются в Тегеране».
Ципис говорит, что «Хезболла» вообще хочет сделать всё, чтобы нанести вред и урон Израилю, поскольку является антиизраильской группировкой:
«Она в прошлом состояла из бойцов движения за свободу Палестины, но постепенно прошла через трансформацию и сегодня фактически состоит из боевиков, обучаемых и снабжаемых Ираном. Среди них много палестинцев или потомков палестинцев, которые были беженцами в 1948 году и бежали из Израиля в Иорданию и Ливан. Сегодня они — это борцы иранской исламской республики. Они-то были бы заинтересованы в том, чтобы начать войну с Израилем. Эта группировка очень мощная, она гораздо мощнее, чем ХАМАС. Почему она до сих пор не атаковала вместе с ХАМАС Израиль? Потому что США очень быстро среагировали и подтянули свои флоты вместе с Великобританией и Францией к берегам Израиля. Это сыграло свое дело в предупреждении ”Хезболлы”. Скорее всего, именно поэтому она не атаковала Израиль».
Пелливерт обращает внимание на то, что Соединенные Штаты, скорее всего, пригнали две подводные лодки, авианосцы, несколько тысяч американских солдат и инструкторов именно для того, чтобы убедить всех в своей решимости принять участие в этой войне:
«Американцы здесь боятся не только реакции Ирана или его прокси в Сирии, но и реакции Израиля, которая может быть беспрецедентной. Была информация о том, что в первые часы после 7 октября Израиль рассматривал качественно иную реакцию на атаку ХАМАС, а также раздумывал о возможности превентивного удара по ”Хезболле”. А американцам очень не хотелось бы, чтобы вот это локальное противостояние между Израилем и ХАМАС переросло в региональную войну, где контроль над ситуацией будет потерян. Здесь американцы, с одной стороны, демонстрируют полную готовность и решимость поддержать Израиль и воевать вместе с ним при открытии новых фронтов, но при этом хотят такой ситуации избежать».
Эксперт, однако, подчеркивает, что сегодня война с «Хезболлой» кажется неизбежной:
«У нас есть десятки тысяч человек, покинувшие свои дома на севере, на границе с Ливаном. На севере израильские поселения вплотную прилегают к ливанской границе, и в некоторых местах их от ”Хезболлы” отделяют буквально сотни метров. Нельзя будет говорить о безопасности израильских граждан, когда ”Хезболла” так близко расположена к границе.
Приемлемый вариант — это буферная зона в несколько десятков километров севернее от границы Израиля с Ливаном. Она позволит жителям чувствовать себя в относительной безопасности. Это линия отвода ”Хезболлой” своих сих и соответствует той самой резолюции ООН 1701, которая была принята по итогам второй Ливанской войны и не была исполнена. Тогда предполагалось, что вместо ”Хезболлы” эти позиции займет ливанская армия. Насколько Хасан Насрулла и Иран добровольно допускают принять такую картину послевоенного устройства — это большой вопрос, на который, видимо, пока нет ответа у иранцев и самой ”Хезболлы”».
Ципис отмечает важную роль Китая в этом потенциальном конфликте:
«Если до встречи четыре дня назад между Си Цзиньпином и Байденом я предполагал, что Россия будет играть ключевую роль в случае начала войны на Ближнем Востоке, то сейчас я думаю, что, скорее всего, Ближний Восток будет прикрывать уже Китай. Это идет в тандеме с политикой России. Кроме того, Россия сейчас не способна прикрыть этот ближневосточный фланг сама. Полюс, состоящий из России, Китая, Индии и Ирана, будет заниматься прикрыванием друг друга. Китай, скорее всего, выдвинулся вместо России на Ближнем Востоке и взял на себя роль регулятора ситуации там, намекнув США, чтобы они не развязывали эту войну. Также китайцы дали понять России, что она может быть спокойна. С точки зрения РФ это позитивный шаг, потому что она может вздохнуть с облегчением и сосредоточиться на своей военной операции в Украине, что для России является огромным подспорьем».
Тем не менее, он не считает, что отношения России и Израиля полностью разрушены:
«Ситуация на Ближнем Востоке была неожиданной для РФ. Я уверен, что она не имела к этому прямого отношения, потому что война на Ближнем Востоке не отвечает интересам России.
С другой стороны, Израиль в течение десяти лет старался маневрировать по отношению к конфликту в Украине и прямо не высказывался против России. Еврейское государство очень долго отказывалось поставлять вооружения украинской стороне и до сих пор отказывается, тем более в свете своей войны.
Да, отношения сильно охладели после приглашения делегации ХАМАС в Москву после атаки на Израиль, две недели назад. С другой стороны, отношения между Россией и Израилем должны сохраняться, потому что в Сирии находится ограниченная группировка российских войск, и Израиль наносит удары по иранским целям в Сирии. Необходима координация, чтобы не произошло никаких эксцессов, как с Турцией, когда та сбила российский истребитель. Этого в Израиле не хотят, и я думаю, что на этом этапе между Россией и Израилем будет сохранен холодный мир».