Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Приоритетом ЦАХАЛ в Газе будет ущерб ХАМАС, а не точность ударов. Последние годы Нетаньяху ставил на переговоры с ХАМАС о Палестине

The Insider

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в телефонном разговоре с президентом США Джо Байденом предупредил, что ЦАХАЛ начнет сухопутную операцию в секторе Газа. Об этом накануне сообщал новостной сайт Axios со ссылкой на израильские и американские источники. По их данным, Байден не стал отговаривать израильского премьера. Кроме того, в обращении к нации Нетаньяху обещал атаковать ХАМАС с невиданной доселе мощью.

Газета Haaretz сегодня процитировала официального представителя Армии обороны Израиля Даниэля Хагари, заявившего, что на сектор Газа, который находится в полной блокаде с 9 октября, сбросили сотни тонн бомб и пояснил, что «акцент делается на разрушения, а не на точность». В свою очередь пресс-секретарь ЦАХАЛ Ричард Хехт заявил журналистам, что ударам могут подвергнуться и гражданские министерства или здание парламента в Газе: «Если боевик выпускает оттуда ракеты, это место превращается в военную цель». Вскоре стало известно, что в результате авиаудара по городу Хан-Юнис на юге сектора Газа погибли два члена политического бюро ХАМАС: «министр экономики» Джавад Абу Шаммала и руководитель управления по внутренним связям Закария Абу Маамар.

Очевидно, Израиль готов дать максимально жесткий ответ на атаку ХАМАС, в результате которой, по данным на 10 октября, были убиты более тысячи человек, причем в основном гражданских лиц, включая маленьких детей. Как рассказал бывший офицер Генштаба израильской армии, беседовавший с The Insider на условиях анонимности, власти Израиля попытаются компенсировать стратегический урон, нанесенный масштабной атакой террористов:

«Судя по всему, что я слышал от наших политиков и армейского командования, они оценивают урон, нанесенный Израилю, как очень серьезный, не только по количеству погибших, но и в стратегическом смысле. Сейчас этот урон нужно компенсировать. Вести переговоры в данный момент невозможно, не с кем договариваться и не о чем. Не представляю, чтобы сложившуюся ситуацию можно было разрешить переговорами. Но как минимум можно попытаться обменять захваченных в заложники женщин и детей.
Раньше некоторые деятели в правительстве Нетаньяху говорили, что с ХАМАС легче вести переговоры, чем с палестинской национальной администрацией, и пытались разделить эти группы. Сейчас публично заявляется, что нужно нанести ХАМАС такой удар, от которого они уже не оправятся, но мне сложно представить полное уничтожение группировки. Все выглядит так, что для уничтожения ХАМАС придется полностью захватить сектор Газа. Сейчас ЦАХАЛ пытается нанести максимально сильный урон ударами с воздуха.
В секторе Газа проживает два миллиона жителей. Им некуда бежать. В Египет не убегут, в Израиль тоже. Поэтому Израилю следует наносить удары по объектам ХАМАС, по как можно большему количеству военных точек и центров принятия решений. Пока продолжаются бомбежки, армия, скорее всего, готовит наземную операцию. Нельзя готовиться к ней слишком долго: чем дольше тянуть, тем лучше ХАМАС сможет подготовиться. Но торопиться тоже опасно. В 2006 году израильская армия вторглась в Ливан, оказалась не готова, и было много жертв. Должна быть золотая середина.
Есть ощущение, что израильское общество требует кардинально иного решения. Израиль уже не раз бомбил сектор Газа. Одними ударами с воздуха проблему не решить».

Бывший офицер израильской службы безопасности Эяль Пинко рассказал The Insider, что без сухопутной операции разгромить ХАМАС будет невозможно:

«Настоящей победы нельзя достичь без сухопутной операции. Например, под одной из больниц в Газе находятся пять подземных этажей, на которых расположен штаб ХАМАС. Там находятся все командиры, хранятся боеприпасы, оружие, ракеты. По гуманитарным соображениям никто не хочет разрушать больницу. Но мы не можем уничтожить ХАМАС, не войдя в эту больницу.
С другой стороны, мы понимаем, что сухопутная операция означает войну с „Хезболлой“. Они уже угрожают, что в случае наземного вторжения начнут войну на двух фронтах — из Сирии и Ливана. Кроме того, если начнется сухопутная операция, ХАМАС убьет заложников. Правительству Израиля предстоит сделать очень трудный выбор».

«Нетаньяху сделал ХАМАС своим партнером»

Биньямин Нетаньяху в 2019 году заявлял, что лучший способ помешать созданию палестинского государства — поддержка и финансирование ХАМАС. Он также говорил, что нужно придерживаться стратегии по разделению палестинцев в Газе и палестинцев в Иудее и Самарии. «Стратегия Нетаньяху состоит в том, чтобы предотвратить вариант сосуществования двух государств [израильского и палестинского], поэтому он сделал ХАМАС своим ближайшим партнером», — объяснял отставной генерал ЦАХАЛ Гершон Ха-Коэн, слова которого приведены в публикации центра политологических исследований Фонд Берла Кацнельсона, сделанной в мае 2021 года.

Как отмечается в статье, политика Нетаньяху по ослаблению Палестинской автономии позволила ХАМАС усилиться при поддержке Катара и привела к череде вооруженных столкновений. Авторы публикации подчеркивают, что Израиль имеет полное право отвечать на нападения на своих граждан и применять силу для защиты южных поселений, однако без долгосрочной политической стратегии применение силы не приведет к разрешению конфликта.

Заложники

Боевики ХАМАС и «Исламского джихада» удерживают в секторе Газа не менее 130 заложников, похищенных с территории Израиля. 10 октября глава политбюро ХАМАС Исмаил Хания заявил, что переговоров об освобождении заложников, которых террористическая группировка рассчитывает обменять на палестинских заключенных в израильских тюрьмах, не будет до тех пор, пока Израиль не прекратит военную операцию в Газе.

Как рассказал израильский военный эксперт Давид Шарп, несмотря на угрозу жизни заложников, Израиль не может сейчас остановить военную операцию:

«Война должна продолжаться так, чтобы боевые действия шли оптимальным путем. Это важнейший принцип. Целью этой войны, судя по всему, будет уничтожение руководства ХАМАС в Газе, его военных формирований и гражданской инфраструктуры.
Уже погибла масса людей, и еще будут потери, к сожалению. Официальной информации о переговорах по заложникам нет, если они и ведутся, то только через посредников. Переговоры между Израилем и ХАМАС традиционно ведутся через Египет и Катар.
Ходят слухи о попытках обменять в первую очередь женщин, детей, стариков или раненых. Речь идет о возможном обмене на палестинских террористок в израильских тюрьмах, совершивших тяжкие преступления и виновных в гибели людей. Требования ХАМАС, как правило, велики. В прошлом при обменах Израиль платил очень высокую цену террористам: например, больше тысячи человек освободил в обмен на одного военного. С тех пор было принято решение не платить такую цену».