Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«Атаковавшие Кремль дроны были запущены из Подмосковья, управлялись вручную и могли использовать запретные частоты», — разработчик БПЛА

The Insider

Пытавшиеся совершить атаку на Кремль 3 мая беспилотники были запущены не из Украины, а максимум из Подмосковья, о чем свидетельствуют их размер и вероятное отсутствие боевой части. Об этом заявил The Insider генеральный директор компании «Авиановации», разработчик беспилотных летательных аппаратов Сергей Товкач. По его словам, БПЛА управлялись вручную и могли использовать запретные частоты.

«БПЛА ниоткуда особо не прилетали, их запускали максимум откуда-то из Подмосковья. Об этом свидетельствуют две вещи: во-первых, размер дронов — они в силу размеров не могли прилететь из Украины; во-вторых — заряд. Заряда у них не было, было что-то, сделанное из пиротехники. Это не была мина, это не был боеприпас, который мог бы нанести какой-то ущерб. Это то, что можно сварганить из подручных средств в России.
Соответственно, скорее всего, оператор был удаленный, для украинцев это уже давно не секрет, как применять дроны, управляемые удаленно. Оператор где-то сидит, через Starlink идет ретранслятор, либо Starlink установлен на дроне, если это тяжелый дрон.

Товкач считает, что системы РЭБ в центре Москвы позволили беспилотникам долететь до Кремля потому, что заглушить их крайне сложно в том случае, если используются ретрансляторы и нестандартные частоты.

Пропустили БПЛА, потому что либо стоял старлинковский ретранслятор, который смотрит в небеса и использует достаточно нестандартные частоты, поэтому заглушить его крайне сложно, либо использовался ретранслятор с любого интернета на нестандартную частоту. То есть где-то в квартире на подоконнике стоял подключенный к интернету модуль, который был подключен к пульту, и передавал сигнал управления. Оператор находится где угодно, хоть в Киеве.
Украинцы так уже тоже делали. В том числе украинский БПЛА „Лелека“ сейчас летает на частотах около 400 мГц, „Shark“ — на 450 мГц, все это нестандартные частоты. Это значит, что обычные штатные дронобойки, которые рассчитаны на дроны и которые работают в гражданских разрешенных диапазонах, на эти БПЛА не действуют. Соответственно, угадать, на какой частоте он работает, ФСО-шник на крыше тоже не может. Он, скорее всего, применил дронобойку, а дронобойка на него не сработала.
Также есть вариант встать на частоту правительственной связи или частоту скорой помощи — то есть такие запретные частоты, на которые в обычных условиях в здравом уме никто не встанет, если только нет задачи ударить по Кремлю. Соответственно, если встать на эти частоты, то РЭБ-щик по умолчанию не включит помеху. Даже если он увидит, что на этой частоте творится какое-то непотребство, он как минимум потратит время, чтобы согласовать глушение этого сигнала. А так как дрон летит не издалека, соответственно, он успеет сделать свое черное дело прежде, чем РЭБ-служба вообще решится поставить помеху на такие частоты.
У Кремля стояла очень мощная глушилка, порядка восьми точек глушения. То есть даже „Комета“ — это модуль GPS, который стоит на вертолетах Ка-52, — у Кремля терял спутники. Поэтому какой-то кустарный дрон, который протащили в багажнике через границу, не мог преодолеть эти глушилки. Соответственно, навигации там не было вообще, его могли запускать откуда-то с прилегающей территории. Возможно, из какого-то парка, возможно, с поляны, со стройки. Запускать его могли реально два человека, которым просто по инструкции сказали: „Чукча, нажми эту кнопку и больше ничего не трогай“. Оператор был на удаленке и чисто по изображению с камеры через интернет управлял этим дроном. Мое мнение такое после просмотра видео и характеристик этих дронов.

Эксперт не исключает, что атаки, подобные той, что произошли в Москве в ночь на 3 мая, повторятся.

Скорее всего, будут еще подобные атаки, потому что на самом деле нет никаких преград как по Киеву ударить, так и по Москве. Против террористических способов борьбы, то есть когда применяются удары исподтишка, ни одна страна не застрахована. Попытки долететь до Москвы предпринимались и ранее. Все эти дроны, которые падали в Тульской области, в Подмосковье, — они же все шли на Москву. Но они врубались либо в РЭБ, либо в ПВО, либо в елку. Самый распространенная причина падения украинских дронов — это столкновение с деревом, так называемое „сосновое ПВО“.
Собственно, попытки были, но долететь ни один не смог, дистанция довольно большая. Если взять даже „Герани“, они-то пускаются с гораздо более близкого расстояния, их же не из Москвы запускают. А „Герань“ — это все-таки серьезная, достаточно специализированная машина, очень хорошо проработанный дрон, в том числе с хорошим помехозащищенным GPS-приемником. А эти „Мигуны“ переделанные — это все-таки детский сад. Поэтому для них задача долететь с территории Украины до Москвы практически нереализуемая, что, собственно, и было доказано. Запуск дрона с ближней дистанции сработал и, может быть, сработает еще. Все зависит от того, поймают или не поймают этих диверсантов и как сильно их накажут. От этого будет зависеть, сколько желающих участвовать в этом будет дальше».

СК России возбудил уголовное дело по статье «теракт» (ст. 205 УК РФ) после попытки атаки двух беспилотников на Кремль 3 мая. После происшествия Кремль заявлял, что российская сторона «оставляет за собой право принять ответные меры там и тогда, где и когда посчитает нужным». Пророссийские блогеры и чиновники призвали нанести удары по Киеву. В тот же день войска РФ обстреляли Херсон и Херсонскую область, 23 человека погибли, еще 46 человек получили ранения. Украина отрицает информацию российских властей о причастности Киева к атаке на резиденцию Путина. Президент Владимир Зеленский заявил, что Киев защищает свои территории и не нападет на Москву или Путина. Спикер Госдумы Вячеслав Володин, в свою очередь, утверждает, что «теракт в отношении президента — это нападение на Россию». ООН призвала обе стороны воздерживаться от риторики и действий, которые могут привести к эскалации.