Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Российские авиакомпании попросили узаконить разбор самолетов на запчасти — «Известия»

The Insider

Российские авиакомпании попросили Минтранс узаконить разбор одних самолетов на запчасти ради поддержания исправности других бортов, которые невозможно ремонтировать другим образом из-за санкций. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на письмо президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта» (АЭВТ) Владимира Тасуна замминистра транспорта Игорю Чалику, в пресс-службе Минтранса подтвердили информацию.

В материале издание отдельно несколько раз отмечает, что в мировой авиации «разбор самолетов на запчасти или снятие отдельных агрегатов явление нормальное». При этом сейчас разбор самолетов на запчасти не является незаконным, а просто «не урегулирован».

Также предлагается разрешить перестановку запчастей между самолетами разных авиакомпаний. Минтранс уже приступил к разработке документов, разрешение может вступить в силу с марта 2023 года. По данным источников издания, этот вопрос поднимался в июле на конференции по теме эксплуатации самолетов в Росавиации.

Сегодня федеральные авиационные правила (ФАП № 285) ограничивают такие действия: правила не предусматривают снятие исправного компонента и установки его на другой самолет. Авиакомпании предлагают скорректировать постановление правительства № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» и его авиационной части. Из поправки следует, что при снятии детали на нее должен оформляться талон годности, проводиться анализ годности и состояния, также компонент должен быть повторно оценен и протестирован после установки на другое судно.

Основатель сервиса по обеспечению безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков заявил, что до марта 2022 года вся российская авиация обслуживалась по нормам других юрисдикций — Бермуд, Ирландии и других стран. По его словам, именно поэтому сложно проверить, аккуратно и безопасно ли происходит замена запчастей.

«Поскольку именно они выдавали разрешительные документы на авиатехнику и отвечали за ее годность. А в тех странах существуют разъяснения и четкие рекомендации, как снимать, проверять, тестировать и переставлять запчасти».

Он добавил, что в России же каждая организация по техобслуживанию опирается на внутренние документы, которые согласовываются с Росавиацией. Эксперт отмечает, что единого подхода и норм нет.

В августе Reuters сообщало, что попавшие под санкции российские авиакомпании, в том числе «Аэрофлот», разбирают самолеты, чтобы обеспечить запас запчастей, которые они больше не могут покупать за границей. Уже разбираются самолеты «Аэрофлота» Sukhoi Superjet 100 и практически новый Airbus A350. Также компания взяла оборудование и запчасти из самолетов Boeing 737 и Airbus A320 для других своих лайнеров.

После начала российского вторжения в Украину 24 февраля в отношении РФ стали вводить жесткие санкции, которые затронули и авиаотрасль. Власти США в апреле закрыли экспорт для российских авиакомпаний. Также комитет по безопасности полетов Евросоюза внес «Аэрофлот» и ряд других российских авиакомпаний в список перевозчиков, которым запрещены или ограничены полеты в пределах ЕС. В апреле стало известно, что российские авиакомпании, эксплуатирующие отечественные самолеты Sukhoi Superjet 100, не могут ремонтировать и поддерживать в исправном состоянии российско-французские двигатели SaM146.

Позже и ЕС, и Британия, и Минфин США ослабляли санкции в отношении товаров для гражданской авиации. США сделали послабления для операций, связанных с поставками, экспортом товаров, технологий или услуг для обеспечения безопасности гражданской авиации. Обязательным условием для сделок является регистрация самолетов, предназначенных только для гражданской авиации, за пределами России. Совет ЕС уточнял, что взаимодействие с Россией по авиационным товарам и услугам будет разрешено в той мере, в которой это требуется для выполнения стандартов безопасности, установленных Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). Министерство внешней торговли Великобритании в свою очередь смягчило санкции в отношении России в сфере страхования авиационной отрасли, послабления также не будут распространяться на товары и технологии военной авиации.