Массовые похищения родственников чеченских оппозиционеров связаны с анонимным Telegram-каналом, который отслеживает кадыровцев в Турции, пишет «Новая газета».
22 января глава Чечни Рамзан Кадыров на фоне похищения и последующего ареста Заремы Мусаевой написал, что, по данным из некой переписки, которая якобы была слита в сеть, члены ее семьи организовали нападение на бывшего чеченского силовика в Турции и, «судя по тону, вполне гордятся этим». При этом Кадыров не раскрыл имя этого человека.
По словам журналистки «Новой газеты» Елены Милашиной, «паническую» реакцию Кадырова на нападение на силовика объясняют публикации анонимного Telegram-канала Security Turkey, который появился в начале августа 2021 года. В настоящее время в канале более семи тысяч читателей.
Администраторы канала отмечали, что собираются противостоять заказным убийствам чеченцев в Турции и преследовать кадыровцев. В частности, создатели Security Turkey мониторят аккаунты чеченских силовиков, отслеживая по геолокации их пребывание в Турции. Кроме того, они ищут у кадыровцев недвижимость и бизнес в этой стране.
Милашина добавляет, что из-за Security Turkey чеченские власти столкнулись «с организованным против них движением внутри чеченских диаспор», а сам Кадыров «впервые столкнулся с силой, которую не может контролировать».
Как пишет журналистка, под пострадавшим силовиком Рамзан Кадыров мог иметь в виду экс-сотрудника полка патрульно-постовой службы имени Ахмата Кадырова, которого зовут Абдурахман. В начале сентября 2021 года Security Turkey опубликовал видео избиения Абдурахмана, приурочив публикацию к 70-летнему юбилею Ахмата Кадырова.
По словам авторов видео, Абдурахман служил в полку Кадырова в 2004-2019 годах, участвовал в пытках и других преступлениях. Покинув службу, он переехал в Турцию, где стал «уговаривать нужных кадыровцам людей вернуться в Чечню», обещая при этом уладить все проблемы.
После нападения на Абдурахмана об угрозах также сообщил бывший сотрудник чеченской полиции Ахмед Арсанукаев, который живет с семьей в Турции. Арсанукаев заявлял, что чеченский блогер Хасан Халитов, который тоже живет в Турции, угрожал ему и его семье физической расправой.
В то же время канал Security Turkey опубликовал запись разговора между Арсанукаевым и Халитовым, из которой следует, что экс-полицейский пообещал не доносить на местных чеченцев и в качестве гарантии записал видео, где оскорбил Рамзана Кадырова и его окружение. После этого Арсанукаев вернулся в Чеченскую Республику и объявил кровную месть родным Халитова.
Милашина отмечает, что эти два события «вряд ли бы сильно напугали кадыровцев», если бы в октябре 2021 года турецкие спецслужбы не задержали бы шестерых человек по делу о подготовке вооруженного нападения на чеченских оппозиционеров. Предполагается, что покушение готовили на Рустама Ажиева (Абдулхакима Шишани), чья группа «Аджнад аль-Кавказ» воевала в Сирии с войсками Башара Асада и боевиками «Исламского государства». По данным турецкой разведки, задержанные выполняли приказы советника главы Чечни и депутата Госдумы Адама Делимханова.
Security Turkey стал первым источником, который распространил фотографии подозреваемых, которые сделали администраторы канала. После этого чеченские силовики продолжили летать в Турцию, однако стали публиковать фотографии с отдыха уже после возвращения в Чечню. Милашина подчеркивает, что так же сделал и сам Кадыров, который слетал в Турцию в октябре.
Напомним, в декабре 2021 — январе 2022 года стало известно сразу о нескольких похищениях родственников чеченских оппозиционеров. В частности, блогеру Хасану Халитову пригрозили опубликовать фотографии его обнаженной сестры, если он не прекратит критиковать Рамзана Кадырова. За месяц до этого несколько его родственников были похищены. Некоторые из них, в том числе младшая замужняя сестра, до сих пор находятся в плену.
20 января в Нижнем Новгороде чеченские полицейские ворвались в квартиру бывшего судьи Верховного суда Чечни Сайди Янгулбаева. Его самого силовики похитить не смогли, поскольку у него есть судейский статус неприкосновенности, однако они забрали его жену Зарему Мусаеву. Предлогом для похищения было названо то, что она якобы проходит свидетельницей по делу о мошенничестве в Грозном, куда ее и собирались доставить насильно.
При задержании Зарема Мусаева потеряла сознание, а сотрудники чеченской полиции волоком тащили ее из квартиры. Она страдает от сахарного диабета второго типа, уколы инсулина нужны ей 5 раз в день. Силовики не дали Мусаевой взять с собой теплую одежду, лекарства и даже паспорт. Родственники опасались, что Мусаева может умереть по дороге в Чечню.
Полиция и сотрудники ФСБ Нижнего Новгорода никак не отреагировали на просьбы родных Мусаевой о помощи и на заявления о похищении. В Кремле заявили, что не в курсе подробностей похищения и предпочитают в это не верить.
«Комитет против пыток» подал срочную жалобу в ЕСПЧ по Правилу 39 в связи с похищением Мусаевой. Правило 39 — «скорая юридическая помощь» от ЕСПЧ. Оно применяется в случае, если существует угроза жизни или вреда здоровью человека, а все национальные способы правовой защиты исчерпаны.
Сын Сайди Янгулбаева Ибрагим, известный резкой критикой властей Чечни, в интервью телеканалу «Дождь» заявил, что в 2015 году его вместе с отцом и братом похитили и пытали в резиденции Рамзана Кадырова, причем Кадыров лично участвовал в пытках. Позднее, по словам Ибрагима, брата и отца отпустили, а его самого увезли в СОБР «Терек» (теперь СОБР «Ахмат»), где продолжали издеваться, после чего полгода продержали в подвале.
О том, что их пытали по приказу Кадырова, рассказывали также Сайди Янгулбаев и его сын Абубакар, который работал юристом в «Комитете против пыток». Глава Чечни обвинил Янгулбаевых в причастности к Telegram-каналу ADAT, который рассказывает о преступлениях, совершенных в Чечне кадыровцами.
Рамзан Кадыров назвал семью Янгулбаевых «пособниками террористов» и призвал их задержать, а в случае сопротивления — «уничтожить». Кадыров также написал: «Как бы там ни было, заявляю, что эту семейку ждет место либо в тюрьме, либо под землей. И это уже зависит не от меня».
Абубакар Янгулбаев попросил Следственный комитет проверить слова Кадырова из-за содержащихся в них угроз. Кроме того, правозащитник обратился к Владимиру Путину, призвав президента поменять главу Чечни. «Этот (Кадыров) уже все, закончился. Это край. Дно не просто пробито, оно прямо уходит. Это уже невозможно терпеть. Поменяйте на нормального интеллектуального человека», — сказал Янгулбаев.
21 января уполномоченный по правам человека в Чечне Мансур Солтаев опубликовал 30-секундное видео с Мусаевой. «Это сплошной ад. У меня нет слов. Я не верю, что такое может происходить в России. Я знаю свою мать, и сейчас на видео она в очень тяжелом состоянии и просто никакая», — прокомментировал опубликованные кадры сын Мусаевой Абубакар Янгулбаев.
22 января стало известно, что Сайди Янгулбаев с дочерью покинул Россию из-за опасения за свою жизнь.