Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD91.78
  • EUR98.03
  • OIL83.57
Поддержите нас English
  • 8121
Новости

«Кадыров наступил на мое лицо и начал избивать меня трубой» — «Новая газета» опубликовала показания чеченского блогера Ибрагима Янгулбаева

«Новая газета» опубликовала объяснения чеченского блогера Ибрагима Янгулбаева, данные юристам «Комитета против пыток» в рамках подготовки жалобы в ЕСПЧ. Ранее Янгулбаев, известный резкой критикой властей Чечни, заявил, что в 2015 году его вместе с отцом и братом похитили и пытали в резиденции Рамзана Кадырова из-за публикаций в группе «ВКонтакте». И вот как Янгулбаев описал те события:

«В данной публикации я написал, что нашу деятельность в группе Wolves Creed финансируют «масоны», и живём мы в Израиле. То есть мы пытались высмеять людей, считавших, что нас поддерживает какая-то иностранная организация. Кадыров Р.А. воспринял эту публикацию всерьез.

Он [Кадыров] приказал проверить информацию по поводу нашего финансирования и узнать информацию об оружии «Кракен» [в тексте упоминалось это слово в следующем предложении: «Выпускайте Кракена»].

Когда я услышал последнюю фразу <Кадырова>, я засмеялся. В связи с этим мне дал подзатыльник Усмаев В.А. [на тот момент — начальник Полка имени Кадырова]… На меня набросились <остальные>… Я прижался к стенке, присел на корточки, попытался руками защитить лицо. Мне… наносили множество ударов по лицу, голове, телу… Один из ударов попал в нос, в связи с чем у меня открылось сильное кровотечение… Через некоторое время на полу скопилась <лужа> крови… Усмаев В.А…. потребовал слизать кровь с пола…

В этот момент Кадыров Р.А. сказал моему отцу, что он плохо меня воспитал. Он потянул его за руку в мою сторону. Этим жестом он хотел дать понять моему отцу, что тот должен меня наказать. Но мой отец отказался это делать и резким движением убрал руку Кадырова Р.А. После этого один из охранников пренебрежительно нанес моему отцу слабый удар ладонью в область шеи сзади. Увидев это, я резко встал, подбежал к этому охраннику. На меня сразу набросились… Меня повалили на пол на спину в позе «черепашки», начали избивать руками и ногами…

Отец… обратился к Кадырову Р.А. и возмущенно сказал: «Почему вы себя так недостойно ведете? Почему вы все <на него> набросились?»… На что Кадыров Р.А. разозлился еще сильнее и сказал, что объявляет мне кровную месть.

Также он добавил, чтобы мой отец воспитывал нормально других своих детей, во избежание подобных инцидентов. В Чечне объявление кровной мести означает, что Кадыров Р.А. мог со мной сделать все что угодно, вплоть до убийства…

…Кадыров Р.А. сказал…, чтобы моего отца и старшего брата увезли куда-то… Он приказал «поработать» с ними… Уже позже, через полгода, я… узнал, что их увезли в УМВД по Заводскому району, где моего старшего брата пытали током. Там же моего отца принудили подать в отставку с должности федерального судьи Верховного суда Чеченской Республики под угрозой моей смерти. Ему сказали, что если он подаст в отставку, то сможет меня увидеть через две недели. Данные требования ему высказывал <на тот момент> замминистра МВД Чеченской Республики Алаудинов Апты Аронович.

…Я остался в резиденции… Ко мне повернулся Кадыров Р.А., и… сказал: «Ты говоришь, что не будешь слизывать кровь с пола?» Я молчал. Он продолжил: «Не будешь слизывать кровь с пола?»… После этого ко мне обратился Усмаев В.А. и сказал, если я не буду слизывать кровь с пола, он отрежет мне язык.

Кадыров Р. А. … приказал принести ему трубу.

Под трубой все в Чечне понимают полипропиленовую трубу, являющуюся одним из распространенных инструментов, использующихся при избиениях жертв сотрудниками силовых ведомств.

Кто-то из охранников принес ему трубу. Четыре охранника взяли меня за конечности, положили животом вниз, лицом в окровавленный пол. Кадыров Р.А. наступил на мое лицо и начал избивать этой трубой. Сначала он избивал меня по спине, ногам, голове. Затем меня перевернули, сняли с меня мою толстовку, чтобы удары ощущались сильнее, и Кадыров Р.А. начал бить меня по животу. Затем он утомился и передал трубу Даудову М.Х… Затем трубу взял Усмаев В.А…

После третьего избиения я перестал воспринимать реальность, находился в затуманенном состоянии, часто терял сознание. Я ощущал жгучую, обжигающую боль… Как будто тебя сжигают заживо…»

20 января в Нижнем Новгороде чеченские полицейские ворвались в квартиру федерального судьи Сайди Янгулбаева, отца Ибрагима и бывшего сотрудника «Комитета против пыток» Абубакара Янгулбаева. Самого Сайди Янгулбаева они похитить не смогли, поскольку у него судейский статус неприкосновенности, но забрали его жену Зарему Мусаеву. Предлогом для похищения было названо то, что она якобы проходит свидетельницей по делу о мошенничестве в Грозном, куда ее и собирались доставить насильно. Мусаева болеет коронавирусом, а кроме того, у нее диабет.

«Комитет против пыток» подал срочную жалобу в ЕСПЧ по Правилу 39 в связи с похищением Мусаевой. Правило 39 — «скорая юридическая помощь» от ЕСПЧ. Оно применяется в случае, если существует угроза жизни или вреда здоровью человека, а все национальные способы правовой защиты исчерпаны.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari