Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«Рамзан встал ногами на его шею». Сыновья судьи Янгулбаева заявили, что их с отцом пытали в резиденции Кадырова

The Insider

Чеченский блогер Ибрагим Янгулбаев, известный резкой критикой властей Чечни, в интервью телеканалу «Дождь» заявил, что в 2015 году его вместе с отцом и братом похитили и пытали в резиденции Рамзана Кадырова, причем Кадыров лично участвовал в пытках.

По словам Ибрагима Янгулбаева, их троих пытали и избивали за то, что они критиковали власть: «Лично Кадыров меня пытал, пытали и били моего отца, моего старшего брата». Ибрагим Янгулбаев рассказал, что позднее брата и отца отпустили, а его самого увезли в СОБР «Терек» (теперь СОБР «Ахмат»), где продолжали издеваться, после чего полгода продержали в подвале.

Ибрагим Янгулбаев сообщил об этом и в своем аккаунте Instagram: «Меня похитили, моего отца похитили, моего старшего брата Абубакара тоже похитили. Нас в резиденции пытали и добивались, чтобы я извинился, прекратил деятельность. Кинули в подвал, продержали меня там полгода, никто не знал, что я жив или мёртв».

Федеральный судья в отставке Сайди Янгулбаев, отец Ибрагима Янгулбаева, также рассказал изданию Znak.com о произошедшем в резиденции Кадырова: «Нас с Абубакаром [старшим сыном] сначала тоже отвезли туда. Ибрагима еще при нас начали избивать, потом продолжили, когда нас отпустили. Абубакар Ибрагима пытался собой закрыть, его тоже начали бить. Тогда я не выдержал уже, накинулся на них. Рамзану говорю: «Вы что делаете вообще?!» Меня тоже ударили. Потом он и сказал: его [Ибрагима] оставьте здесь, а их [Сайди и Абубакара] отправьте домой. ⟨…⟩ Со слов Ибрагима, избивал его Рамзан, встал ногами на его шею. Лорд избивал — Даудов ⟨Магомед Даудов по прозвищу Лорд — председатель парламента Чечни⟩… Да все, короче».

Старший брат Ибрагима Янгулбаева Абубакар, правозащитник и экс-юрист «Комитета против пыток», в беседе с изданием Znak.com тоже упомянул пытки в резиденции Кадырова: «Это [похищение матери] точно связано с моей деятельностью, с позицией нашей семьи. Потому что мы не любим кадыровскую власть, критикуем ее и не стесняемся этого. В 2015 году меня, отца и Ибрагима похищали лично по приказу Кадырова, везли к нему в резиденцию. И там нас пытали. Все это было потому, что мы критикуем власть».

В разговоре с The Insider он добавил, что глава Чечни лично обвиняет лично его и всю его семью в целом в причастности к Telegram-каналу ADAT. «Это канал который критикует чеченские власти, там пишут о чеченских реалиях - похищениях, пытках, убийствах, к которым причастны кадыровцы, об отмывании денег, мошенничестве, – полный пакет УК», – пояснил Янгулбаев.

Ранее глава Чечни Рамзан Кадыров прокомментировал похищение жены федерального судьи Сайди Янгулбаева и матери Абубакара и Ибрагима Янгулбаевых. По словам Кадырова, Зарему Мусаеву ждет либо тюрьма за нападение на сотрудника полиции, либо смерть. Ту же участь он обещает всей семье Янгулбаева.

20 января в Нижнем Новгороде чеченские полицейские ворвались в квартиру федерального судьи Сайди Янгулбаева, отца бывшего сотрудника «Комитета против пыток» Абубакара Янгулбаева. Самого Сайди Янгулбаева они похитить не смогли, поскольку у него судейский статус неприкосновенности, но забрали его жену Зарему Мусаеву. Предлогом для похищения было названо то, что она якобы проходит свидетельницей по делу о мошенничестве в Грозном, куда ее и собирались доставить насильно. Мусаева болеет коронавирусом, а кроме того, у нее диабет. Она зависит от инсулина, который ей не дали взять с собой. Ее семья опасалась, что она может умереть по дороге. Когда ее тащили по лестнице, она потеряла сознание.

Полиция и сотрудники ФСБ Нижнего Новгорода никак не отреагировали на просьбы родных Мусаевой о помощи и заявления о похищении. В Кремле заявили, что не в курсе подробностей похищения и предпочитают в это не верить.

«Комитет против пыток» подал срочную жалобу в ЕСПЧ по Правилу 39 в связи с похищением Мусаевой. Правило 39 — «скорая юридическая помощь» от ЕСПЧ. Оно применяется в случае, если существует угроза жизни или вреда здоровью человека, а все национальные способы правовой защиты исчерпаны.