Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Антифейк

«Это могла быть но-шпа»! Семь фейков из программы Александра Гордона о деле Навального

Первый канал посвятил делу об отравлении Алексея Навального сразу два выпуска программы «Док-ток» с Александром Гордоном. В первом выпуске, озаглавленном «Из пушки по воробью?», говорили о медицинских аспектах истории, во втором — «Когда спящий проснется…» — об обстоятельствах, сопутствовавших отравлению, в которое, впрочем, ведущий и участники программы не верят (или делают вид, что не верят). Разумеется, отстаивать такую позицию без фейков оказалось невозможно. В некоторых случаях они повторяли утверждения, уже хорошо знакомые нашей рубрике «Антифейк», в других добавляли кое-что новое.

1. Это не отравление, а гипергликемическая кома

В программе выступил главный токсиколог Омской области Александр Сабаев, заявивший:

«Через два часа [после госпитализации] стало ясно, что у пациента имеются такие симптомы, как гипергликемия (повышение уровня сахара в крови выше 13 ммоль/л), выраженный кетоацидоз (наличие большого количества кетоновых тел в крови), повышение уровня молочной кислоты. <…> Первое, что исключали, — отравление наркотическими веществами, на втором месте шли фосфорорганические соединения».

The Insider уже писал о натяжках в официальной версии болезни Навального, которую в программе Гордона изложил Сабаев. Уровень сахара в крови, хотя и оказался выше нормального, был недостаточен для диабетической комы и даже прекоматозного состояния. Кетоацидоз же развивается не только при сахарном диабете, он может быть симптомом и отравления фосфорорганическими веществами, к которым как раз относятся яды семейства «Новичок». Повышение уровня сахара в крови, кстати, могло быть вызвано стрессом, который Навальный испытал прежде чем потерять сознание.

Кроме того, другой токсиколог — Виктор Шилов — по описанию симптомов (в лечении Навального он не участвовал) предположил, что кома была не гипергликемической, а наоборот, гипокликемической: известно, что за несколько минут до потери сознания в самолете у Навального была заметная испарина, а от воды он отказался, хотя при гипергликемии больные чувствуют сильную жажду.

2. Отсутствие сужения зрачков исключает возможность отравления «Новичком»

Участвовавший в программе разработчик «Новичка», химик с криминальным прошлым Леонид Ринк, давно известный рубрике «Антифейк», задал Сабаеву вопрос о том, был ли у Навального миоз (сужение зрачков до минимального размера), а получив ответ, что не было, пояснил:,

«Даже при минимальных, не опасных дозах фосфорорганических веществ прежде всего сокращаются глазные мышцы и образуется настолько маленький зрачок, что человек не может смотреть».

Миоз — действительно характерный симптом отравления фосфорорганическим и веществами, но проявляется не во всех случаях. The Insider уже приводил высказывание другого разработчика «Новичка» Владимира Углева:

«Что касается симптомов, они зависят от того, как нанесен яд. Сужения зрачка (миоз) не бывает, как правило, при накожном введении ОВ типа VX. Случается ли он при отравлении „Новичком”, не знаю, так как не общался с теми кто пострадал, — они быстро ушли в мир иной. Во всех остальных случаях: внутривенном, внутримышечном, пероральном, тем более на слизистые глаз, носа, рта — миоз будет».

3. Клиника «Шарите» — место, где поставили сомнительный диагноз Виктору Ющенко

В сделанном для программы сюжете о берлинской клинике, где лечили Навального, говорится:

«В какой-то момент немцы поняли смысл русской поговорки про любой каприз [«за ваши деньги»] — наверное, в 2004-м, когда сюда наведался кандидат в президенты Украины Виктор Ющенко, 16 лет назад, когда еще не придумали „Новичок”, в заключении значилось „отравление диоксином”. Почему именно им, а не ботоксом, — непонятно».

Не будем сейчас касаться вопроса о том, насколько правилен поставленный Виктору Ющенко диагноз (симптомы действительно характерны для отравления диоксином). Отметим лишь, что в интернете упоминаний клиники «Шарите» в связи с Ющенко немало, но почему-то все они в российских источниках и все датированы 2020 годом, то есть появились после госпитализации Навального. В действительности Ющенко лечился не в Германии, а в Австрии, в венской частной клинике Rudolfinerhaus. Любопытно, что Дмитрий Киселев, пытаясь в «Вестях недели» дискредитировать поставленный Навальному диагноз как политически мотивированный, провел параллель с историей Ющенко, но при этом все же не сказал, что тому тоже ставили диагноз в «Шарите» (в 2004 году Киселев работал в Украине и хорошо знаком с тогдашними событиями).

4. Навальный благодарен только немецким врачам, а омских считает сообщниками убийц

Открывая второй выпуск программы, Гордон заявил:

«Потрясающий пример того, что у него [Навального] двоится до сих пор сознание, — как раз отношение к омским врачам. Если вспомнить, когда он вышел из комы, в первый день, он поблагодарил омских врачей. А потом началась петрушка».

В качестве примера петрушки Гордон демонстрирует следующую цитату:

Кроме нее, он привел несколько фраз из статьи в итальянской газете Il Giornale, где говорится о том, как омские врачи спасли Навальному жизнь.

В действительности Навальный 25 сентября, то есть меньше чем за неделю до того самого интервью Der Spiegel, которое процитировано в программе, написал в Instagram:

«Наверное, нечасто такое бывает, что есть у вас в жизни ужасно важные люди, а вы даже имен их не знаете. У меня как раз такой случай. <…>

Во-первых, пилоты быстро посадили самолет в Омске, несмотря на объявленное «минирование» аэропорта.

Во-вторых, пришедшие сотрудники медслужбы аэропорта и приехавший за ними реанимобиль не говорили никакого вранья про диабет и т.д., а сразу четко сказали: „это токсическое отравление” — и зафигачили мне дозу атропина.

То есть пилоты и первые медики просто подарили мне дополнительные 15–20 часов жизни. Все последующее было очень драматично и заслуживает отдельного рассказа, но рассказывать точно было бы нечего, если бы не эти ребята. Спасибо вам, неизвестные добрые друзья. Вы хорошие люди».

Слова же о ненависти относятся к главврачу омской больницы скорой помощи Александру Мураховскому. который двое суток не давал разрешения вывезти Навального на лечение в Германию.

5. Найденные у Навального ингибиторы холинэстеразы — это что угодно, например, но-шпа

Гордон утверждает:

«Что это может быть — эти самые ингибиторы холинэстеразы? Это может быть что угодно. Есть список лекарств, которые содержат вещества, которые являются этими самыми ингибиторами; туда даже но-шпа входит. Эти ингибиторы есть в средствах борьбы с насекомыми, например, в моющих средствах, то есть достаточно сполоснуть бутылку этим составом».

Похоже, ведущий путает (возможно, намеренно) холиноблокаторы с блокаторами холинэстеразы, а ведь их действие, в сущности, противоположно. Дротаверин, известный под торговым называнием No-Spa, принадлежит к миотропным спазмолитикам — средствам, расслабляющим мышцы и снимающим спазмы. Аналогичный эффект дают холиноблокаторы — средства, блокирующие нейромедиатор ацетилхолин, который в организме разрушается ферментом ацетилхолинэстеразой (но но-шпа не делает даже этого, у нее другой механизм воздействия). Попросту говоря, ингибиторы холинэстеразы вызывают напряжение мышц, а холиноблокаторы и миотропные спазмолитики, такие как но-шпа, — расслабление.

Блокаторы (ингибиторы) холинэстеразы тоже входят в состав некоторых лекарств, но вовсе не таких распространенных, как но-шпа. Это средства от сосудистой деменции, чесотки и педикулеза; вряд ли такие препараты могли случайно попасть к Навальному. В составе моющих средств таким веществам тоже делать нечего, если это не специальные шампуни против насекомых-паразитов.

6. Навальный лечится за счет немецких налогоплательщиков

Участвовавший в программе депутат Бундестага от известной своими симпатиями к российским властям оппозиционной партии «Альтернатива для Германии» Робби Шлунд заявил:

«Мы бы его с удовольствием экстрадировали, поскольку служим налогоплательщикам, а он обходится очень дорого. <…> Избирателям это очень не нравится. Мы как депутаты хотели бы его выслать ради сокращения расходов».

В действительности немецкие налогоплательщики тут ни при чем. Навальный рассказал в Instagram, кто оплатил его лечение:

«Финансы и источники доходов политика должны быть понятны и открыты. Я всегда выступаю за это и сам уже несколько лет публикую информацию о своих доходах и имуществе, хотя обязанности у меня такой нет, я не чиновник.

Расходы выглядят так:

1. самолет, на котором меня привезли в Германию.

2. Лечение в больнице.

3. Расходы на лечение, реабилитацию и проживание вне больницы.

Самолет стоил 79 тысяч евро и оплатил его предприниматель Борис Зимин.

Финальный счет за лечение от больницы 49 900 евро. Оплачен вскладчину:

— предпринимателем Евгением Чичваркиным,

— экономистом Сергеем Алексашенко,

— айтишником Романом Ивановым.

Во сколько обойдется дальнейшее проживание и лечение, неясно, потому что неясен срок восстановления. Вчера ходил в госпиталь делать новую порцию тестов, они сказали, что все пока идет хорошо. Но в любом случае расходы также взял на себя Евгений Чичваркин».

7. Бутылка, на которой нашли следы яда, — не та, которую вывезли из Томска

На фоне соответствующих фотографий Гордон рассказывает:

«Вот девушка, просто похожая на Марию [Певчих], покупает в аэропорту Омска в автомате бутылку с водой — просто очень похожую на те, что были изъяты условными соратниками Навального в номере томской гостиницы, где уже только кто не побывал после самого Навального и его соратников. <…> В багаже бутылка емкостью более 100 мл не просветилась, а вот на камере у вендингового аппарата холодненькая — один в один — фигурирует».

The Insider уже обращал внимание, что по фотографии нельзя понять, какую именно бутылку покупает в аэропорту «девушка, похожая на Певчих». Фотографии чьего чемодана демонстрирует нам Первый канал, тоже невозможно установить, да и незачем службе безопасности аэропорта неделями хранить рентгеновские снимки каждого места багажа, учитывая, что при обнаружении при просвечивании любого подозрительного предмета багаж тут же открывают.