Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Антифейк

Фейк программы «Время»: в США приняли антидопинговый закон, направленный специально против российских спортсменов

В воскресном выпуске программы «Время» вышел сюжет Георгия Олисашвили о принятом нижней палатой Конгресса США законе, получившем имя информатора Всемирного антидопингового агентства, бывшего директора российского «Антидопингового центра» Григория Родченкова. Закон предусматривает тюремное заключение на срок до 10 лет за использование запрещенных веществ или запрещенных методов на международных спортивных соревнованиях. Корреспондент Первого канала рассказывает об этом так:

«Назвать закон именем преступника — звучит абсурдно, но именно так поступила палата представителей Конгресса США. “Акт Родченкова” — бумага в честь беглого химика, который сделал преступную карьеру, подменяя пробы и торгуя допингом. А потом сделал имя, оговорив российских спортсменов бездоказательно, то есть в буквальном смысле — в суде доказать не смог. Впрочем, какое имя такой и закон. На названии абсурд не заканчивается. Документ носит экстерриториальный характер, то есть будет действовать за пределами Штатов, речь идет о крупнейших международных турнирах».

Родченков действительно самым непосредственным образом участвовал в крупномасштабной допинговой схеме и даже сам разрабатывал рецептуру допинговых смесей, которые перед Олимпиадой в Сочи давали российским спортсменам. Но его можно считать раскаявшимся преступником: об этой практике он рассказал ВАДА. 

Кстати, имя человека, не имеющего особых заслуг перед государством и юридической системой, в названии юридического документа — не такой уж и абсурд: например, в США всем известно «предупреждение Миранды» — требование, согласно которому полицейские при аресте обязаны зачитывать подозреваемому его права. Эрнесто Миранда, имя которого получило правило, был подозреваемым в похищении человека и изнасиловании, который в ходе допроса признался в преступлении, но впоследствии заявил, что показания получены незаконно, так как его не предупредили, что он имеет право не свидетельствовать против себя. Суд встал на сторону Миранды, и дело было пересмотрено без учета его признаний. Тем не менее его признали виновным. Так что имя Родченкова в названии закона — еще не признание каких-то заслуг, а всего лишь указание на связь с нашумевшим делом.

Заявление корреспондента о том, что Родченков в суде не смог доказать истинность своих заявлений, действительности не соответствует. По-видимому, имеется в виду эпизод, о котором The Insider в свое время уже писал, — проходивший в апреле 2018 года в Спортивном арбитражном суде в Лозанне процесс по апелляциям 39 российских спортсменов, дисквалифицированных МОК. В ходе процесса было установлено, что Родченков не занимался распространением допингового «коктейля», не видел, как спортсмены его принимали, и не видел, чтобы кто-либо из спортсменов манипулировал допинговыми пробами. Российские СМИ пытались представить это как опровержение более ранних заявлений Родченкова, но в действительности он говорил лишь о том, что составил рецептуру «коктейля», испытывал его на себе, а во время Олимпиады участвовал в подмене допинг-проб. Суд оставил в силе дисквалификацию 12 из 39 спортсменов, подавших апелляции, тем самым косвенно подтвердив существование допинговой системы, о которой рассказал Родченков.

В экстерриториальном характере закона ничего абсурдного тоже нет: он касается международных соревнований, допинговое мошенничество на которых потенциально может нанести вред, в том числе материальный, и гражданам США — спортсменам и их спонсорам. Преступление против граждан США, где бы оно ни было совершено, находится в американской юрисдикции; аналогичная норма есть и в российском законодательстве (статья 12 УК РФ).

Автор сюжета продолжает:

«Интересно только, что тех самых атлетов закон вроде как и вовсе не касается. Зато против кого он направлен, видно уже из названия».

Закон действительно не направлен против спортсменов. Уголовным преступлением он объявляет только организацию и осуществление допинговых схем. Очевидно, законодатели учли, что далеко не всегда спортсмену известно, что препараты, которые он получает от врача своей команды, запрещены. В таких случаях вполне достаточным наказанием для спортсмена может быть дисквалификация.

Затем корреспондент переходит к обличению американского спорта, где, по его мысли, с допингом практически не борются:

«За весь прошлый год ни один спортсмен Национальной баскетбольной ассоциации не был проверен на допинг американским подразделением WADA. Так же дело обстоит и с хоккеистами из NHL — ноль тестов. Чуть лучше в Лиге по американскому футболу — девять тестов за сезон на тысячу спортсменов».

Автор не учитывает, что некоторые из крупнейших спортивных федераций мира проводят тестирование на допинг самостоятельно, с помощью своих собственных лабораторий, а не силами WADA. Среди таких организаций и международные (в частности, FIFA), и национальные американские. Та же NBA лишь за последние полгода дисквалифицировала за употребление допинга двух игроков — Тайрика Эванса из «Индиана пэйсерз» и Деандре Эйтона из «Финикс санз».

Но самая важная задача для Первого канала — доказать антироссийскую направленность нового закона. И автор сюжета заявляет:

«Ни одна страна, кроме России, кстати, в тексте документа не упомянута. Получается, ответчиком может стать любой российский спортсмен, кого оговорил попавшийся на манипуляциях с пробами бывший глава Московской антидопинговой лаборатории».

Это верно, ни одна другая страна не упомянута. Впрочем, и Россия тоже. В законе вообще не идет речь о каких-либо конкретных странах. Разве что в названии есть имя гражданина России, но что уж тут поделать, если именно он разоблачил допинговую схему.

А спортсмен ответчиком по этому закону стать никак не может. Автор, похоже, забыл то, что говорил несколько секунд назад: атлетов закон не касается. Там открытым текстом написано: «считается незаконным для любого лица, не являющегося спортсменом, сознательно осуществлять действия...»

Далее корреспондент заявляет: 

«В некоторых случаях дела будут рассматриваться без учета срока давности. <...> При этом “закон Родченкова” имеет обратную силу в части, касающейся возмещения ущерба. То есть, по сути, ревизии могут подвергнуть дела давно минувших дней».

Где он нашел в тексте закона упоминание об обратной силе, неизвестно. Срок давности установлен в 10 лет, при этом сделана стандартная для американской юридической системы оговорка о так называемом принципе equitable tolling: действие срока давности приостанавливается, если необходимые процессуальные действия не могут быть выполнены по не зависящим от истца причинам. Применительно к данному закону это означает приостановку срока давности на время, необходимое для получения доказательств, находящихся в другой стране.