Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD94.09
  • EUR100.53
  • OIL87.26
Поддержите нас English
  • 1588

Еще в феврале 2017 года британский еженедельник The Economist в статье под рубрикой «The Economist объясняет» рассказал, в чем причины нынешнего военного переворота в Зимбабве. Борьба за место преемника, о которой говорится в материале, завершилась в ноябре поражением и отставкой вице-президента Эммерсона Мнангагвы, что и послужило толчком к перевороту. The Insider предлагает полный перевод снова ставшей актуальной статьи.

В 2016 году в столице Зимбабве самой обычной картиной стали очереди у входов в отделения банков. Испуганные зимбабвийцы терпеливо ждали, надеясь получить наличные. Это было самым очевидным проявлением волнения, вызванного новой экономической схемой Роберта Мугабе. В ноябре центральный банк начал печатать новый вид денег — в форме «облигаций». Облигация была якобы равна американскому доллару, который в 2009 году заменил национальную валюту Зимбабве после впечатляющего взрыва инфляции, но это никого не обмануло. Все было готово для очередной экономической катастрофы, устроенной Мугабе. Когда-то страна с ее изобилием природных ресурсов, бурно растущим сельскохозяйственным сектором и немалым человеческим капиталом процветала, но за последние 37 лет Мугабе умудрился все это разбазарить. Почти четверть зимбабвийцев сейчас нуждаются в продовольственной помощи, 72% населения страны живут в бедности. За время жизни одного поколения Мугабе перевернул целую страну вверх тормашками. Как же ему удалось так разрушить Зимбабве?

Очередь в банк в столице Зимбабве Хараре

Мугабе, бывший повстанец-марксист, пришел к власти в 1980 году, после того как страна добилась независимости от Британии. Начало правления было многообещающим — Мугабе призвал к примирению с белыми зимбабвийцами, к доступности образования и здравоохранения для всех. Но эту политику затмило то, что за ней последовало. Ради поддержки различных дорогостоящих схем Мугабе неумеренно тратил ресурсы; это было постоянной практикой на протяжении всего времени его правления. Так как он не выпускал власть из рук, за десятилетия его режим стал автократическим, антидемократическим и репрессивным. Все это причинило стране обычные для таких случаев проблемы. Но причиной, по которой страна при Мугабе оказалась на коленях, было крайне некомпетентное руководство экономикой.

Поворотным моментом в серии грубых ошибок президента Мугабе был 2000 год, когда он дал старт «ускоренной» земельной реформе и одобрил силовой захват ферм, принадлежавших белым владельцам, — тогда это была основа сельскохозяйственного сектора страны. Большую часть захваченных земель раздали черным фермерам, у которых не было опыта в области современной сельскохозяйственной практики, причем многих из них выбрали по причине их связей с Мугабе и его партией, Зимбабвийским африканским национальным союзом — Патриотическим фронтом (ZANU-PF). Зимбабвийское сельское хозяйство, которое до этого было главным источником доходов от экспорта и предметом зависти всего региона, внезапно стало спотыкаться, и ударная волна от этого взрыва прокатилась по всей экономике страны. Ситуация со сбором налогов уже была напряженной, но тут Мугабе еще и втянул Зимбабве в гражданскую войну в Конго. Его центробанк стал печатать деньги все быстрее, чтобы выплатить долги и компенсации ветеранам войны, которых он считал важной опорой своей власти, а также чтобы компенсировать повышение цен, вызванное провалом в сельском хозяйстве. Инфляционная спираль быстро вышла из-под контроля. В 2008 году инфляция достигла уровня в 231 000 000%. Пришлось выпустить банкноты достоинством в 100 трлн зимбабвийских долларов; к моменту отмены национальной валюты такая купюра стоила около 40 американских центов. Гиперинфляция закончилась, когда зимбабвийский доллар перестал существовать и страна перешла на мультивалютную систему, в которой доминирующую роль играл доллар США. На короткое время деструктивные экономические импульсы Мугабе были смягчены соглашением с оппозицией о разделе власти. Но восстановив в 2013 году полный контроль над страной, Мугабе вернулся к своим прежним обычаям.

Банкнота в 100 трлн зимбабвийских долларов

В феврале Мугабе устроил пышное празднование своего 93-летия. Он объявил, что в 2018 году собирается пойти на новый пятилетний президентский срок, и добавил, что «только бог знает», сможет ли что-то его остановить. Но пока бог не вмешался, за кулисами вовсю началась борьба за место преемника. Ведущими претендентами считаются вторая жена Мугабе Грейс, в прошлом его секретарша и любовница, и вице-президент Эммерсон Мнангагва. В отсутствие назначенного преемника уход Мугабе создал бы вакуум власти, который добавился бы к прочим бедам его страны. При Мугабе постоянной чертой жизни в Зимбабве стал экономический хаос. Но смерти тирана будет недостаточно, чтобы избавиться от его наследия.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari