Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.26
  • EUR99.71
  • OIL87.25
Поддержите нас English
  • 1099

Твиттер-аккаунт республиканцев из Теннесси, сообщения с которого копировали многие американцы, в том числе и знаменитости, оказался российской фальшивкой, пишут в The Washington Post Крейг Тимберг, Элизабет Двоскин и Адам Энтоус. The Insider предлагает полный перевод статьи.

Российские специалисты завели в Твиттере фальшивый аккаунт якобы от имени республиканцев штата Теннесси и обманом заставили американских политиков, знаменитостей и журналистов делиться размещенной там информацией со своими многочисленными подписчиками. Об этом рассказали два человека, знакомых с ситуацией.

В списке известных людей, которые делали ретвиты ссылок, опубликованных закрытым в августе аккаунтом @Ten_GOP, такие политические фигуры, как Майкл Флинн и Роджер Стоун, такие знаменитости, как Ники Минаж и Джеймс Вудс, представители мира медиа — Энн Коултер, Крис Хейз.

Ничто не указывает на то, что кто-либо из них знал, что этот аккаунт ведут россияне. Но независимые исследователи заподозрили, что аккаунт был российским, и в среду это подтвердили два человека, знакомых с ходом расследования вмешательства Кремля в американскую избирательную кампанию 2016 года.

То, как распространялись ссылки, опубликованные фальшивым аккаунтом, демонстрирует размах дезинформационной кампании. Популярность американских знаменитостей и особенности соцсетей позволили распространять сообщения более широко, быстро и дешево, чем это было возможно еще несколько лет назад.

Сейчас, когда в центре общественного внимания оказалось использование Россией Фейсбука, новые находки, касающиеся масштабов операции и использованием аккаунта @Ten_GOP, подчеркивают роль Твиттера и других соцсетей, которые тоже сыграли свою роль в охвате аудитории, в том числе персон, влияющих на формирование политической картины мира.

«Они пытались влиять на влиятельных людей», — сказал Джонатан Олбрайт, сотрудник Центра цифровой журналистики Колумбийского университета, руководивший расследованием. Олбрайт с помощью аналитических инструментов создал схему распространения информации, исходившей от предполагаемого российского аккаунта. «Они создают слухи, — сказал он. — Это машина сплетен».

Майкл Салливан, исполнительный директор Республиканской партии штата Теннесси (настоящий аккаунт в Твиттере — @TNGOP), сообщил, что его группа жаловалась на поддельный аккаунт в администрацию Твиттера в сентябре прошлого года, а затем в марте и августе этого года. «Мы много работали над улучшением освещения нашей деятельности в интернете, и когда вы видите, что кто-то пытается прикрываться вашим именем, это очень разочаровывает», — сказал Салливан.

Он заявил, что никогда не писал об э той ситуации в своем аккаунте. «Мы не хотели признавать, что им удалось всех обмануть», — сказал он.

Российский сайт РБК на этой неделе упоминал @Ten_GOP в статье о дезинформационной кампании. Судя по архивным версиям страницы аккаунта, он создан в ноябре 2015 года и был заверен печатью штата Теннесси.

В администрации Твиттера отказались комментировать эту информацию.

Что касается цифр, то у Твиттера аудитория в несколько раз меньше, чем у Фейсбука. В месяц Твиттером пользуются меньше 70 млн чел, а Фейсбуком — около 210 млн. Но реальный охват у Твиттера очень велик, так как многие знаменитости и медиаперсоны импользуют эту платформу, чтобы выразить свои взгляды и часто включают в свои тексты чьи-то твиты. Поэтому Твиттер оказался идеальной мишенью для российских специалистов по формированию общественного мнения, считает старший научный сотрудник Института внешнеполитических исследований, бывший сотрудник ФБР Клинтон Уоттс.

«Твиттер может распространять информацию, вброшенную заговорщиками, значительно быстрее, чем Фейсбук, — сказал Уоттс. — Эти аккаунты были использованы на самых высоких уровнях кампании. Если их [россиян] сообщения во время кампании могут попадать в тексты лидеров общественного мнения, у них чудовищный вес».

10 октября прошлого года, на следующий день после вторых дебатов кандидатов в президенты, твит @Ten_GOP появился в интернет-журнале People в статье о реакции интернета на дебаты. «Трамп зарезал Хиллари», — говорилось в твите; за этими словами следовало изображение ножей и хэштег #debate.

Еще один широко распространившийся твит за три дня до голосования опубликовал Майкл Флинн; в нем была ссылка на видеоролик, в котором кандидата от демократов Хиллари Клинтон называли лгуньей. Ролик с участием афроамериканской актрисы поначалу выглядит как агитационный материал кампании Клинтон, но в середине его тон резко меняется: актриса вдруг говорит, что не может произносить текст, восхваляющий Клинтон,потому что это неправда. «Я не настолько хорошая актриса», — говорит женщина, остающаяся неизвестной. И тогда на экране появляется надпись красными буквами: «Некоторые лгут лучше других. Остановите Хиллари».

https://www.youtube.com/watch?v=ZdbupFQEaWc

Этот видеоролик производства комитета Make America Number 1, основной спонсор которого — консервативный финансист Роберт Мерсер, в октябре прошлого года появился на сайте Breitbart и, как сообщают, был показан по телевидению в ключевых для выборов штатах — Огайо и Пенсильвании. Тогда же ролик появился и в твите @Ten_GOP. 5 ноября ссылку на этот твит опубликовал Флинн; он назвал видео «великолепным» и написал, что его стоит широко распространять. И тогда, судя по данным, содержащимся в твите Флинна, больше 5300 аккаунтов сделали ретвит этой записи или поставили «лайк», чтобы ее увидели их подписчики (по терминологии Твиттера — фолловеры). Позже Флинн ненадолго стал советником президента Трампа по национальной безопасности и привлек внимание следователей, изучающих возможные связи избирательного штаба Трампа с Россией.

Флинн через своего адвоката отказался давать комментарии по поводу своего твита.

Неофициальный советник избирательной кампании Трампа Роджер Стоун, также важная фигура в контексте расследования, опубликовал ссылку на твит @Ten_GOP с картинкой, впоследствии удаленный Твиттером и недоступный сейчас даже в архиве. Стоун в письме сообщил, что помнит свой твит по поводу этой фотографии. «Я не знаю, откуда взялось изображение», — написал Стоун.

Как установило исследование Олбрайта, те, кто публиковал ссылки на твит @Ten_GOP, в основном придерживаются консервативных взглядов, но попадаются среди них и либералы, и прочие.

Поп-певица и рэпер Ники Минаж в апреле 2017 года опубликовала ссылку на твит @Ten_GOP по поводу убийства пожилого мужчины в Кливленде, которое убийца транслировал в реальном времени в Facebook Live. В твите говорилось об убийце: «Он утверждает, что устроил «Пасхальную бойню» — убил пятнадцать человек».

Минаж, представители которой не ответили на запросы The Washington Post о комментарии, реагировала не столько на твит @Ten_GOP, ссылка на который была в ее твите, сколько на сами события. «Это страшное видео, — написала она. — Все, кто сегодня в Кливленде, будьте осторожны. Он только что убил старика и транслировал это в соцсеть напрямую. Боже, помилуй нас».

Твит Минаж получил больше 24 600 ретвитов и «лайков», а оригинальный твит — около 8700. Его содержание появилось также в новостях таких изданий, как Daily Beast, Vanity Fair, The Huffington Post и Fox News, и через них широко распространилось по Сети.

Но эти цифры почти наверняка занижают количество пользователей, прочитавших твит. Когда такая знаменитость, как Минаж, делает ретвит или ставит «лайк», потенциально он может оказаться в лентах 21 млн ее подписчиков. Сколько из них в действительности его прочитали, установить невозможно.

Следователи, законодатели и исследователи пропаганды говорят, что в российской дезинформационной кампании хитроумно задействованы «тролли», которых часто нанимают для распространения сообщений, и боты — автоматически управляемые аккаунты, которые можно запрограммировать на публикацию сообщений определенных типов, чтобы увеличить распространение желательных идей.

Как говорят эксперты, боты и тролли особенно эффективны, когда удается устроить так, чтобы они взаимодействовали в интернете с живыми людьми, особенно с теми, у кого много фолловеров.

«Когда знаменитость или известный человек делает ретвит того, что рассылает бот или сеть троллей, возникает иллюзия легитимности такой информации, и тогда ее подхватывает широкая публика — объясняет исследователь сетевой пропаганды Сэмюэл Вулли, руководитель исследований в Лаборатории цифровой разведки Института будущего — экспертного института из Пало-Альто, Калифорния.

Ведущий телеканала MSNBC Крис Хейз опубликовал ссылку на твит @Ten_GOP, назвав его «лучшим из всех твитов в День Земли». В оригинальном твите говорилось: «Ничто не характеризует экологических активистов, участников «Марша за науку», лучше, чем горы мусора, оставшегося после них». Это тбыло проиллюстрировано фотографиями двух переполненных мусорных контейнеров.

«Я смутно припоминаю этот сумасшедший твит; мне из-за названия аккаунта показалось, что это настоящие республиканцы из Теннесси», — сказал Хейз.

Консервативная общественная деятельница Энн Коултер в марте сделала ретвит записи @Ten_GOP о том, как СМИ освещают отношения Трампа с прокурорами. Актер Джеймс Вудс сделал несколько ретвитов @Ten_GOP; к одному из них в феврале он добавил свой комментарий: «Париж в резонансе от сладких звуков исламского терроризма».

Ни Коултер, ни Вудс не ответили на запросы о комментариях.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari