Правительство почти вдвое сократило финансирование целевой программы развития уголовно-исполнительной системы России (до 54 млрд рублей). Цель новой программы — привести условия содержания арестованных в соответствие с российскими законами и международными стандартами, а условия в исправительных колониях — с российскими законами. The Insider попросил основателя ресурса Gulagu.net Владимира Осечкина объяснить, как сокращение финансирования скажется на исполнении этих целей.
Ситуация с гуманизацией тюремной системы зависит в первую очередь от эффективности борьбы с коррупцией и повышения прозрачности деятельности ФСИН, а не с увеличением или сокращением бюджетных ассигнований.
В 2015 году бюджет ФСИН был увеличен, по сути - раздут, генералы создавали карманные комиссии и выписывали сами себе огромные премии и субсидии на покупки квартир стоимостью до тридцати миллионов рублей, повально заключались госконтракты с якобы единственным поставщиком, потоки откатов наполняли широкие карманы тюремного руководства. При этом рацион питания заключённых как состоял из баланды времён ГУЛАГа, так и продолжает оставаться таким скудным (за исключением нескольких СИЗО в Москве и показательных выездных проверок в единичных случаях). Зарплаты сотрудников ФСИН (я говорю о рядовом составе, о тех, кто вынужден нести вахту в сложных условиях в режимных корпусах и чья работа связана с риском) по-прежнему остаются значительно ниже, чем в МВД и ФСБ.
Государство, и президент в том числе, убедились что при нынешнем уровне коррупции и произволе силовиков, увеличение бюджетов приводит лишь к ещё более изощрённым схемам и масштабных хищениям. Очевидно и то, что нынешняя администрация себя дискредитировала полностью. Их главный финансист Коршунов с сентября 2017 года за решёткой в камере СИЗО «Лефортово». Каждый месяц к уголовному делу в отношении этого «тюремного комбинатора» прибавляется всё больше и больше новых эпизодов по фактам хищений на сотни миллионов рублей, и в ближайшее время произойдут перестановки, отставки и назначения, и, скорее всего, серьёзное реформирование ФСИН с переподчинением и повышением контроля за деятельностью данной службы.
Во ФСИН важно пригласить опытных и серьёзных экономистов, в этой службе не раскрыты огромные резервы и возможности. При определённой гуманизации и оптимизации всей уголовно-исполнительной системы можно добиться серьёзной экономии бюджетных средств и даже создания источников дохода на улучшение условий содержания заключённых и повышения денежного довольствия личного состава. Например, можно разрешить крупным торговым сетям открывать на прозрачных условиях Интернет-магазины при около 200 СИЗО и 500 колоний. Они смогут включать наценку в размере 3-5% для ФСИН (так как сотрудники ФСИН будут задействованы в схеме приёмки товаров, их проверки и передачи их заключённым).
Легализация и оптимизация этой сферы существенно сократит уровень коррупции в учреждениях, заключённым и их родственникам отпадёт необходимость подкупа сотрудников СИЗО и колоний для передачи им продуктов питания и предметов первой необходимости, Интернет-магазины могут приносить ежегодно миллиарды рублей дохода во ФСИН.