
Федеральный финансовый суд Германии (Bundesfinanzhof или BFH) постановил, что немецкая таможня не имеет права конфисковывать нефтяной танкер Eventin, который уже почти год стоит у побережья острова Рюген. Об этом сообщает Spiegel.
Как отмечает издание, у суда возникли «обоснованные сомнения в законности мер по изъятию». Танкер Eventin вместе с грузом был конфискован по решению Главного таможенного управления в марте этого года, однако владелец судна оспорил это решение.
Ранее на сторону владельца танкера встал финансовый суд Грайфсвальда. Федеральный суд лишь подтвердил его решение, уточняет издание Süddeutsche Zeitung.
Танкер Eventin под панамским флагом шел из российского порта Усть-Луга через Балтику, предположительно, в Индию с грузом в 100 тысяч тонн сырой нефти (приблизительная стоимость — более €40 млн). В январе Eventin потерял управление и был отбуксирован в акваторию города Засниц на немецком острове Рюген. Там Eventin круглосуточно охраняли береговая охрана и федеральная полиция.
С конца февраля судно официально внесено в санкционный список ЕС как часть российского «теневого флота». Владельцы судна — судоходная компания Laliya Shipping Corp. (Маршалловы о-ва) — при этом настаивают, что танкер «никогда не предназначался для перевозки нефтепродуктов, находящихся под санкциями».
Окончательное решение о дальнейших действиях немецких властей в отношении танкера, впрочем, еще не принято. Судебные тяжбы, вероятно, продолжатся, пишет Spiegel.
Почему европейским странам так сложно добиться ограничений для судов, нарушающих санкции?
Сложности у властей иностранных государств возникают не только в случае с конфискацией танкеров, принадлежащих к «теневому флоту», но и, например, в вопросах их задержания. Подробнее о последней проблеме The Insider рассказывал в материале по ссылке.
И в том и в другом случае проблема кроется в несовершенстве международного морского права. Конфискация судов практически невозможна, даже если у тех нет действительной регистрации и т.д. Власти прибрежных стран Балтийского моря, среди которых и Германия, регулярно анонсируют новые меры по борьбе с «теневым флотом», но в действительности это, скорее, усилия по формированию базы для новых санкций.
Так, например, с начала июля этого года Швеция и Германия ввели дополнительные усиленные проверки страхования иностранных судов. В то же время на запрос The Insider Шведское морское управление ответило, что цель этих нововведений — «сбор дополнительной информации для системы наблюдения» и ведомство «не несет ответственности за контроль государства порта, инспекции или задержание судов».
В распоряжении The Insider также есть ответ Береговой охраны Швеции, где говорится, что новые правила — «это еще один способ обозначить присутствие и усилить сдерживающий эффект в отношении “теневого флота”». Немецкий министр транспорта Патрик Шнидер прямо заявил, что эти нововведения нужны «для принятия соответствующих мер, что, возможно, даже приведет к включению судов в санкционные списки».
Шведский МИД также отметил, что у иностранных государств «есть лишь ограниченные возможности для принятия мер». То же самое имеет место, например, в случае Дании. Власти страны также неоднократно объявляли о «более тщательных проверках» страховок у танкеров, которые проходят через ее воды. Последний раз — в октябре этого года. Тем не менее, никаких конфискаций ожидать не стоит, считает аналитик в области морского ситуационного осведомления в компании Starboard Maritime Intelligence Марк Дуглас:
«Более вероятно — и это подтверждается другими мерами надзора — что собранная информация позволит вводить санкции против самих танкеров, а также против страховых компаний, которые обеспечивают их деятельность. Дания могла бы запретить заходить в свои порты танкерам, загруженным в России, но некоторые из них (в основном принадлежащие греческим владельцам) действуют легально в рамках ценового потолка.
В целом, вряд ли Дания станет запрещать судам заход без соответствующих санкций ЕС. Таким образом, новые меры не сильно отличаются от уже действующих. Если они приведут к тому, что больше танкеров попадет под санкции, это усложнит торговлю нефтью, но вряд ли окажет немедленное влияние на сам торговый поток».
На сегодняшний день известна лишь пара случаев задержания европейскими властями танкеров «теневого флота». При этом оба раза власти задерживали одно и то же судно. В первый раз — в апреле 2025-го Эстония задержала судно Kiwala, которое ходило под флагом Джибути, однако не числилось в реестре этой страны, что является нарушением морского права. Танкер позднее отпустили, после чего он сменил название и флаг.
В начале октября это же судно — с именем Boracay и под флагом Бенина — задержали в Ла-Манше власти Франции. Полиция арестовала капитана и старпома, их обвинили в неподчинении властям, а также в том, что они не смогли представить доказательств принадлежности судна. Тем не менее вскоре моряков отпустили, обязав капитана явиться в суд в феврале, а танкер продолжил путь.
Имеются в виду те, что не являются государством флага, — то есть страны, под флагом которой зарегистрировано судно.