
Фото: Shutterstock
В августе 2025 года власти Буркина-Фасо закрыли исследовательский проект Target Malaria по борьбе с малярией с использованием генетически модифицированных комаров. Закрытию ведущего в Африке проекта в этой области, финансируемого Биллом Гейтсом, предшествовала кампания по дезинформации в соцсетях, к которой может быть причастна Россия, выяснил T-Invariant.
Некоммерческая организация Target Malaria занималась генетической модификацией комаров — так, чтобы они давали только потомство мужского пола, что важно для уничтожения видов, переносящих малярию. 11 августа исследователи выпустили рядом с деревней Сурукукудинган около 16 тысяч модифицированных насекомых. Уже через неделю в Научно-исследовательский институт медицинских наук (IRSS) в Бобо-Диуласо, где базировался проект, пришли с обыском полицейские. 22 августа Министерство высшего образования, исследований и инноваций Буркина-Фасо объявило о прекращении работы Target Malaria на территории страны. Оставшихся в инсектарии комаров уничтожили, а в Сурукукудинган направили команду для распыления инсектицидов, чтобы убить выпущенных там насекомых.
В пресс-центре Target Malaria подчеркнули, что действия проекта соответствовали всем рекомендациям по безопасности нескольких экспертных групп, включая руководство Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по тестированию генетически модифицированных комаров 2021 года.
Закрытие Target Malaria может быть результатом российской кампании по дезинформации считает директор по исследованиям Африканского центра стратегических исследований Джозеф Сигл. С 2022 года у власти в Буркина-Фасо стоит режим Ибрагима Траоре, который охотно прибегает к дезинформации, чтобы преувеличить свои достижения и сохранить видимость народной поддержки.
В основе идеологии режима Траоре — борьба с колониальным наследием Франции и самоопределение страны с опорой на внутренние ресурсы. Это предусматривает в том числе отказ от сотрудничества с проектами, финансируемыми Западом и таким образом «подрывающими суверенитет» страны. Такая политика касается также науки и технологий: власти считают, что стране нужны «более безопасные альтернативы, разработанные на местном уровне». В Буркина-Фасо сильно влияние России, она также оказывает поддержку в распространении нарративов режима по всей Западной Африке.
По данным Африканского центра стратегических исследований, с 2022 года Россия спонсировала 80 документально подтвержденных кампаний по дезинформации в 22 африканских странах. Среди таких кампаний, например, — распространение слухов об испытаниях в Африке американского биологического оружия и дискредитация мер по вакцинации.
В отчете Альянса ВОЗ по реагированию на инфодемию в Африке за 2024 год также указывается, что Россия участвовала в документально подтвержденных кампаниях, направленных на подрыв доверия к западным инициативам в области здравоохранения, в том числе путем привлечения африканских политических деятелей и влиятельных лиц для формирования ложных нарративов.
Проект Target Malaria подвергался атакам фейковых пользователей в соцсетях еще в 2024 году. Как отмечает Agence France-Presse, те же пользователи публиковали пророссийские посты. В социальных сетях распространяются посты африканских инфлюенсеров, которые подозревают Гейтса в попытках использовать научные исследования как прикрытие для контроля над численностью населения в Африке.
Блогер Эгунчи Беханзин, неоднократно посещавший Россию, часто критикует исследования, финансируемые Гейтсом. Он отрицает получение финансирования от российских организаций, но называет политику России в Африке «очень хорошей».
Другой известный африканский активист, Али Тапсоба, выступал против Target Malaria с момента запуска проекта. По его мнению, под предлогом борьбы с малярией в Буркина-Фасо исследователи организовали «лабораторию под открытым небом, где население — подопытные кролики».
Тапсоба также состоит в Коалиции по мониторингу биотехнологической деятельности в Буркина-Фасо (CVAB), которая 11 августа призвала приостановить разрешение Target Malaria на проведение испытаний. Организация выразила беспокойство на предмет экологических рисков, этических проблем и отсутствия прозрачности. Уже через неделю к Target Malaria пришла полиция. В своей статье для Science Тапсоба поддержал закрытие проекта и заявил, что «у него нет будущего ни в Буркина-Фасо, ни в Африке» и что «это создаст прецедент для всех остальных африканских стран».
Некоторые африканские НПО могут быть связаны с Россией. Другие действуют по собственной инициативе, но их выступления зачастую используются в целях дезинформации. Так, блогер Бобо Диуласо Аффераге, который регулярно публикует пророссийский контент, также распространяет в своих соцсетях и заявления таких НПО. Кроме того, их деятельность часто совпадает с интересами России, например борьба с ГМО-злаками может усиливать зависимость от поставок продовольствия из РФ, а значит, сохранит влияние страны в регионе, пишет T-Invariant.
Ежегодно от малярии умирают около 600 тысяч человек, 95% из них — в Африке. Генные технологии, которые изучают такие проекты, как Target Malaria, могут остановить распространение болезни, уничтожив переносчиков.
Президент агроэкологической ассоциации Terre à Vie, борющейся за «продовольственный суверенитет» и против ГМО.