Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD80.89
  • EUR93.38
  • OIL64.66
Поддержите нас English
  • 1483
Новости

В Уругвае начался суд над военными, которые в конце XX века арестовали и пытали 29 потомков русских эмигрантов

Похороны Владимира Рослика

В уругвайском городе Фрай-Бентос начался суд по делу о похищениях и пытках военными жителей Сан-Хавьера — поселка, основанного в 1913 году эмигрантами из Российской империи. В время военной диктатуры 1973–1985 годов там дважды проводились жестокие рейды с массовыми арестами, один из арестованных погиб под пытками. Жителей поселка, большинство из которых никогда не выезжали за пределы региона, только на основе происхождения их бабушек и дедушек обвиняли в связях с коммунизмом и работе на КГБ. Обвинение предъявлено девяти военным в отставке, им грозит до 15 лет тюрьмы.

Среди жертв этих рейдов был врач Владимир Рослик. В 1960-х годах он получил советскую стипендию и закончил медицинский факультет РУДН, после чего вернулся в Уругвай, жил и работал в Сан-Хавьере. Как много раз объясняла вдова Рослика Мария Завалкин, для ее мужа, младшего ребенка из бедной многодетной семьи, эта стипендия стала единственным шансом получить высшее образование. В 1980 году уругвайские военные устроили рейд в Сан-Хавьере, разгромили местный дом культуры, сожгли книги на русском и костюмы ансамбля народного танца «Калинка» и арестовали 20 человек, в том числе и Рослика.

После ареста его 15 месяцев держали в тюрьме — избивали, пытали, прижигали ему кожу сигаретами, лишали воды и пищи. В итоге его освободили, но он оставался под наблюдением. В ночь на 15 апреля 1984 года его снова арестовали вместе с еще восемью людьми и увезли на базу «9-ого пехотного батальона Фрая-Бентоса». 16 апреля Марии Завалкин позвонили и велели забрать тело мужа, который якобы умер от сердечного приступа. Рослику было 42 года, незадолго до второго ареста у него родился сын.

Видя, что голова Рослика замотана бинтом, а на одежде есть пятна крови, Завалкин увезла тело мужа в кладбищенский морг соседнего города Пайсанду. Там шесть медиков, среди которых был знакомый семьи, провели повторное вскрытие, которое установило, что Рослик погиб в результате пыток. На его теле обнаружили множественные гематомы, селезенка и печень были сильно повреждены, в легких была вода. Скорее всего, военные пытали арестованного, погружая его голову в емкость с водой.

На похоронах Владимира Мария Завалкин с маленьким сыном Валерием на руках поклялась, что добьется справедливости и наказания для виновных в убийстве мужа. Сделать это в Уругвае оказалось очень сложно. В 1985 году демократически избранный президент Хулио Мария Сангинетти амнистировал всех политических заключенных, но одновременно принял закон, запретивший судить военных за преступления времен диктатуры. С тех пор закон дважды пытались отменить с помощью референдума — и дважды это не удавалось. Были лишь отдельные судебные процессы.

Ранее в превышении полномочий и умышленном убийстве Рослика виновным признали одного человека — майор Серхио Каубаррере был приговорен к четырем месяцам и 18 дням заключения еще в 1980-х годах. Всего жертвами военной диктатуры в Уругвае считаются 199 человек, Рослик был последним из них.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari