
Фото: Popular science
Группа археологов и океанологов из Японии, Тайваня и других стран доказала, что люди позднего палеолита могли пересекать один из самых опасных проливов планеты еще 30 тысяч лет назад. Результаты их многолетнего проекта опубликованы в двух статьях в журнале Science Advances (1, 2).
В центре исследования — архипелаг Рюкю на юге Японии, куда, по данным археологов, Homo sapiens впервые добрался около 35–30 тысяч лет назад. Эти острова отделены от материка мощным морским течением Куросио, и никакие сухопутные мосты в ту эпоху их не соединяли. Главный вопрос: мог ли человек каменного века преодолеть это море сознательно?
Ответ оказался утвердительным. В рамках проекта «Палеолитические плавания 30 000 лет назад» исследователи построили лодку-долбленку по технологии верхнего палеолита — с помощью каменных топоров и огня. Летом 2019 года пятеро гребцов (включая женщину-штурмана) отправились на этой лодке с Тайваня к острову Йонагуни. За 45 часов они преодолели 225 км, пересекли Куросио и достигли цели. Все — без парусов, компасов и GPS. Навигацию осуществляли по солнцу, звездам и волнам.
Каноэ длиной 7,5 метра было выдолблено из японского кедра и весило 241 кг. Его изготовили вручную, используя точные копии каменных топоров эпохи верхнего палеолита. На создание ушло более 12 часов активной работы и свыше 36 тысяч ударов. Корпус полировали огнем и камнями, а по бортам крепили бамбук и листья для защиты от волн. Внутри — деревянные сиденья для пяти гребцов и минимум груза. Лодка развивала скорость около 1 м/с и показала себя гораздо надежнее тростниковых и бамбуковых плотов, которые в предыдущих экспериментах не справлялись с течением.
Но реального плавания было недостаточно. Чтобы убедиться, что такая переправа была возможна и 30 тысяч лет назад, ученые провели компьютерное моделирование палеоокеана с учетом пониженного уровня моря, древних течений и климата. Они смоделировали десятки виртуальных переправ с разными маршрутами и условиями. Вывод: если у древних мореплавателей были выдолбленные лодки и понимание направления течений — они могли добраться до Рюкю.
Кроме технологии, исследование подчеркивает важность навыков, стратегии и решимости. Это был не случайный дрейф, а осознанная миграция — возможно, с намерением остаться. Возвращение назад, учитывая течение и отсутствие парусов, было почти невозможно.
«Наш эксперимент показал, что даже с примитивными технологиями каменного века люди могли совершать дальние морские переходы — если обладали нужными знаниями и волей»,
— говорит руководитель проекта, японский антрополог Ёсукэ Кайфу.