Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.05
  • EUR98.64
  • OIL83.22
Поддержите нас English
  • 818
Новости

Полиции откроют врачебную тайну пациентов с психрасстройствами. Эксперты: Это увеличит барьер к оказанию психиатрической помощи

Полицейские получат доступ к врачебной тайне россиян с алкоголизмом и психическими расстройствами. На днях законопроект поддержала правительственная комиссия. Полиция сможет получать такую информацию без разрешения суда. Кроме того, будут разработаны критерии, по которым определят тех, кто подлежит диспансерному наблюдению и склонен к совершению опасных для общества действий.

Марина Рис, директор фонда «Просто люди» рассказала The Insider, что участковые полицейские и так уже приходят и проверяют состояние людей, находящихся на диспансерном наблюдении, т.е. на учете в ПНД. Если человек не пришел на прием к психиатру, — к нему может прийти участковый и проверить. Также участковый может просто прийти и проверить как ведет себя человек с психическими расстройствами, не представляет ли он угрозу для себя или окружающих. «Это уже существует, просто это не было урегулировано законом», — пояснила Рис.

При этом, по ее словам, пациенты ПНД как правило не представляют никакой угрозы ни для себя, ни для окружающих. «Они сейчас находятся в полном шоке от того, что все сведения об их болезни будут под наблюдением. 95% из них абсолютно нормальные люди, и вы их даже не заметите. В принципе-то инициатива хорошая — участковый может прийти и проверить, хорошо ли человек себя чувствует. То, как это сейчас транслируют в СМИ, что к любому человеку с психическим расстройством может прийти левый полицейский и что-то с ним сделать — это ужас».

«Надо как-то объяснить людям, что это не направлено против них, что это не для того, чтобы всем рассказать, что они болеют, а чтобы был небольшой контроль. Врачи из ПНД не будут ходить по домам. Надо чтобы кто-то посредничал. Идея закона очень хорошая и правильная», — утверждает Рис.

Сейчас, говорит она, люди, на которых будет распространятся этот закон, чувствуют себя так, будто они преступники: «Я брала только что комментарий очень высокофункциональной клиентки, руководительницы крупной компании, которая стоит на этом диспансерном наблюдении. Она говорит: «Я себя ощущаю как преступница. Так нельзя»».

«Хотели как лучше, а получилось как всегда. Люди в шоке и в страхе. Если раньше они стояли на учете, и никто особо об этом не знал ни на работе, нигде. Более того, хождение к врачу — даже не обязанность. Теперь какой-то полицейский, который ничего общего не имеет с Минздравом и врачами может прийти к тебе домой и что-то с тобой сделать. Я искренне переживаю за людей. Эта мера отчасти необходимая, но нужно понятнее объяснить, что полицейский не посадит этого человека в тюрьму. Он может просто постучать в дверь и спросить: «Ты там живой? Почему не ходишь к врачу?» Полномочия органов МВД должны быть четко очерчены законом, потому что речь идет о живых людях, которые не совершали никаких преступлений».

Юрист по антинаркотическому законодательству, пожелавший сохранить анонимность, заявил The Insider, что законопроект будет иметь негативные последствия:

«Это увеличивает барьеры к оказанию психиатрической помощи для очень многих людей и возвращает нас в прошлое, когда люди боялись психиатрического учета и иногда болели психическими заболеваниями и скрывали их, спивались или кончали жизнь самоубийством просто потому, что боялись обратиться за психиатрической помощью потому что это означало сразу попасть в полицию и встать на учет. И вот полиция снова хочет это ввести, что приведет к тому, что люди будут снова бояться психиатра, не будет никаких доверительных отношений».

По словам юриста, сейчас силовики хотят следить за людьми с психиатрическими заболеваниями, потому что видят в них потенциальных правонарушителей и преступников. После принятия закона, они смогут получить данные в отношении конкретного гражданина, который подозревается в совершении преступления, по мотивированному запросу. «Сейчас речь идет о том, что надо дать доступ к данным всех лиц с хроническими тяжелыми психическими расстройствами без запросов и процедур. Если человек обратился за помощью в ПНД, то полиция тут же будет иметь доступ к базе и может смотреть ее. И вот на следующий день после посещения врача к тебе приходит милиционер в фуражке», — говорит эксперт.

Он отметил, что силовики выступают с этой инициативой уже давно. «Они мечтают вернуть себе контроль за людьми с психиатрическими заболеваниями, рассматривая их как преступников, что полный бред, конечно. А профессиональное сообщество этому сопротивлялось многие годы. На сайте Ассоциации психиатров России есть заключение по запросу правительства на такую же инициативу, где они очень правильно обосновывают почему нельзя давать доступ полиции к медицинской информации — это нарушает принципы медицинской этики и приведет к ухудшению охраны здоровья граждан. Вспомнить про эту позицию ассоциации было бы полезно».

Попытки взять под контроль пациентов ПНД действительно предпринимались и раньше. 24 марта прошлого года Генпрокуратура выступила за контроль за людьми, страдающими психическими заболеваниями. Такое заявление сделала замначальника главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры РФ Ирина Ребрина. Ребрина выступала на заседании комитета по безопасности Госдумы.

«Мы выступили за то, чтобы органы МВД информировались о психически нездоровых граждан. Мы не говорим о том, чтобы вмешиваться в процесс лечения этих людей, мы говорим только о присмотре за ними со стороны специальных уполномоченных органов, о получении информации от тех же соседей, близких родственников о том, как они живут, что у них в головах затевается, чтобы, не дай бог, не навредить нашим детям», — высказалась тогда Ребрина.


Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari