Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD85.56
  • EUR93.26
  • OIL84.85
Поддержите нас English
  • 944
Новости

Беларусь включила в военную доктрину ядерное оружие. Его применение без России нарушит ДНЯО и технически невозможно — эксперты

Министры обороны РФ и РБ Сергей Шойгу и Виктор Хренин после подписания документов об условиях содержания российского ЯО

Беларусь впервые включила в свою военную доктрину пункт о ядерном оружии. Как сообщила БЕЛТА, министр обороны Виктор Хренин представил в Минске проект обновленной военной доктрины, которая предусматривает возможность применения Беларусью размещенного на ее территории российского ядерного оружия.

«В рамках реагирования на возможные угрозы военной безопасности нашей страны мы четко определили и доводим взгляды Беларуси на применение размещенного на нашей территории тактического ядерного оружия», — заявил Хренин. По его словам, в документе также появилось перечисление стран, которые Беларусь рассматривает как источник угрозы, и новая глава, посвященная союзническим обязательствам Минска. Отмечается, что при написании этой главы учитывался опыт Казахстана, «который пережил попытку госпереворота».

Совет безопасности Беларуси рассмотрел проект военной доктрины 16 января. Документ будет доработан и представлен на утверждение Всебелорусскому народному собранию.

Как рассказал в беседе с The Insider белорусский политолог Валерий Карбалевич, маловероятно, что Александру Лукашенко позволят самостоятельно принимать решение о применении ядерного оружия.

«Решение о применении ядерного оружия руководители России и Беларуси должны принимать вместе. Лукашенко не может сам, без Путина, принять такое решение. Это технически невозможно, поскольку есть некоторые механизмы, запустить которые может только руководитель государства, обладающего ядерным оружием, то есть Путин. Нужны какие-то ключи и коды, которые находятся у командующего вооруженными силами России.
Без Лукашенко это тоже невозможно, потому что носителями ядерного оружия в Беларуси являются белорусские установки. Те же самолеты относятся к вооруженным силам Беларуси, и они подчиняются Лукашенко. То же самое с «Искандерами»: нужно два ключа — и со стороны России, и со стороны Беларуси.
Сложно сказать, что творится в головах у людей, которые сегодня возглавляют политическое и военное руководство Беларуси. Возможно, они в самом деле считают, что западные страны собираются напасть на территорию Беларуси. Я не знаю, верят ли они сами в эти заявления или же это делается для воздействия на население, но то, что это выдуманная угроза, для меня очевидно.
Размещение российского ЯО в Беларуси выгодно обоим политическим режимам. Путину это выгодно, потому что повышает ставки и создает новую угрозу Западу, тактическое ядерное оружие придвигается к границам НАТО. Можно угрожать эскалацией и пугать соседей, что Россия и делает в последние годы.
Конечно, без согласия Лукашенко этого не могло быть. Лукашенко — давний сторонник ядерного оружия. Он жалел о том, что оно было вывезено после распада СССР, даже пытался затормозить его вывоз в Россию в 1990-е. Наконец его мечта осуществилась, и в Беларуси появилось ядерное оружие. Лукашенко считает это гарантией того, что на Беларусь не нападут. Он как-то говорил, что страны с ядерным оружием не бомбят. Кроме того, это повышает политический вес Лукашенко и Беларуси в тех же переговорах с Западом. У него логика такая, что Запад будет бояться и идти на уступки, что с врагом надо говорить с позиции силы и что чем больше они будут бояться, тем больше будут уступать.
Западные страны воспринимают размещение ЯО в Беларуси как угрозу. Но они считают, что теперь Лукашенко еще менее самостоятелен, что он марионетка России, и поэтому вести с ним переговоры о чем-то не имеет смысла. Каких-то действий со стороны Запада не было; поляки предлагали США в ответ разместить на территории Польши какое-то оружие, но всё это осталось только на уровне разговоров. Американцы не посчитали нужным отвечать на эти действия.
Вероятно, принимаются меры для обеспечения безопасности Литвы, Латвии и Польши, но они принимаются в ответ и на войну в Украине, и на размещение российских войск в Беларуси, и на появление там ЧВК Вагнера и так далее, а не только на ядерное оружие».

Научный сотрудник Института ООН по изучению проблем разоружения Павел Подвиг рассказал The Insider, что принимать решение о применении российского ядерного оружия может только Россия — этого требуют и российская военная доктрина, и Договор о нераспространении ЯО.

«Прежде всего, российская доктрина однозначно говорит, что решение о применении ядерного оружия принимается исключительно президентом РФ. С практической точки зрения я тоже не вижу никакого сценария, при котором президент РФ передал бы право принимать такое решение кому бы то ни было.
Договор о нераспространении запрещает России (как и другим ядерным державам) передавать контроль над ядерным оружием странам неядерным. Без такого контроля, конечно, президент Беларуси никакого решения о применении принять не сможет, такое возможно, только если Россия нарушит свои обязательства по Договору о нераспространении. Нужно отметить, что в случае с Nuclear Sharing в НАТО решение о применении тоже может приниматься только ядерными державами. Дальше там серая зона, так как схема предполагает, что в собственно применении могут участвовать и неядерные государства, то есть теоретически они в какой-то момент могут получить контроль. Но это уже после того, как ядерная держава приняла решение.
Что касается того, присоединится ли Польша к Nuclear Sharing, то я всё же думаю, что нет. Желание у них такое есть уже довольно давно, но я надеюсь, что союзники по НАТО всё же их смогут убедить, что такой шаг неразумен. Я убежден в том, что ядерное оружие США в Европе в принципе ничего не добавляет безопасности НАТО в целом или ее участников. Военного смысла в этом оружии нет. Есть определенная политическая роль, которую с этим оружием участники НАТО обычно ассоциируют. Логика Польши, как я понимаю, заключается в том, что размещение ядерного оружия на ее территории сделает ее более значимым членом НАТО, и в этом смысле это похоже на логику, которой придерживается руководство Беларуси. Но Польша и так играет заметную роль в НАТО. Физическое размещение ядерного оружия здесь особо ничего не изменит».

В марте прошлого года Владимир Путин заявил, что Россия строит в Беларуси хранилище для тактического ядерного оружия, а кроме того, уже отправила туда комплекс «Искандер». В июне Путин сказал, что в Беларусь доставлена первая партия ядерных зарядов.

В мае главы оборонных ведомств России и Беларуси Сергей Шойгу и Виктор Хренин подписали документы об условиях содержания российского ЯО на белорусской территории. При этом Шойгу подчеркнул, что контроль над ядерным оружием и решение о применении остается за российской стороной.

Nuclear Sharing — программа государств — членов НАТО по размещению и хранению американского ядерного арсенала в Европе.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari