Представитель Команды против пыток (КПП), чеченец Магомед Аламов подвез 28-летнюю жительницу Ингушетии Марину Яндиеву, которая сбежала от своих родственников из-за домашнего насилия. После этого его отвезли в дом к ее семье, где угрожали убийством, а его брата задержали чеченские силовики, сообщили The Insider в КПП.
«5 октября Марина Яндиева с помощью Кризисной группы СК SOS сбежала из дома, где ее подвергали домашнему насилию и ограничивали в передвижениях. Часть пути Марину сопровождал представитель КПП, чеченец Магомед Аламов. При этом правозащитник не знал Яндиеву и не был осведомлен о ситуации», — утверждают правозащитники.
Марина Яндиева
"Комитет против пыток"
Через несколько дней после ее побега Аламову стали звонить из Центра по противодействию экстремизму Ингушетии. Оперативники требовали, чтобы тот явился на допрос в связи со своей причастностью к исчезновению Яндиевой, объявленной в региональный розыск. В ответ Аламов заявил, что находится в другом регионе. Еще через три дня сотрудники чеченской полиции похитили брата Аламова: его доставили в полк Кадырова, где ему угрожали, требовали связаться с Аламовым и убедить того вернуться в Чечню.
19 октября Марина вместе с адвокатом написала заявление о снятии с розыска в отделе полиции другого региона, а 20 октября сотрудники этого отдела сообщили адвокату, что полицейские из Ингушетии требуют задержать Яндиеву из-за заявления о краже, поданного родственниками.
23 октября Марина сама позвонила домой, чтобы попытаться урегулировать конфликт. Родственники передали трубку Магомеду Аламову — оказалось, его нашли и отвезли в дом к семье Яндиевой. Вот что правозащитник успел сказать Марине:
«Я у вас дома, в окружении ваших родственников. Моя жизнь и жизнь моих родственников под угрозой. Мне условие ставят: одна неделя, чтоб вы приехали домой. Если за эту неделю вы не вернетесь, меня убьют».
Уточнение: на момент написания новости Аламов уже не находится в доме Яндиевых, однако, по словам правозащитников, остается «заложником ситуации», хотя и не в физическом смысле.
Тетя Марины, Зухра Местоева, подтвердила слова Аламова:
«Давай без последствий для людей, без последствий для нашей семьи. Тихо, мирно отпустим этого человека. У него пятеро детей, тяжело онкологически больной отец. Маленькие, как котята, дети. Ты же мусульманка, у тебя же есть сердце...»
Как отмечают представитель КПП, родственники Яндиевой — высокопоставленные в Ингушетии люди, обладающие административным ресурсом. В частности, тетя Марины Зарема Антошкиева занимает должность и. о. министра здравоохранения республики, а дядя работает в МВД Ингушетии, другой дядя имеет связи с замминистра обороны РФ.
Команда против пыток обратилась в МВД и прокуратуру с требованием обеспечить безопасность Магомеду Аламову и членам его семьи. Кризисная группа СК SOS направила обращение к уполномоченной по правам человека РФ Татьяне Москальковой.