Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD100.22
  • EUR105.81
  • OIL73.71
Поддержите нас English
  • 1177
Новости

«Стоявший за свержением президента Нигера генерал боялся череды отставок. Ему помогли недовольные задержкой выплат военные» — африканист

В Нигере группа военных во главе с генерал-полковником Амаду Абдраманом объявила в эфире национального телевидения об отстранении от власти президента Мохамеда Базума. В стране приостановили работу всех учреждений, ввели комендантский час и закрыли границы. Командование армии Нигера объявило, что солидарно с мятежниками, а свои действия объяснило тем, что хочет предотвратить кровопролитие. Командир президентской гвардии генерал Омар Чиани считал себя следующим в начатой Базумом череде отставок, поэтому пошел на такой шаг, объяснил The Insider африканист, пожелавший остаться анонимным. Эксперт подчеркнул, что военные, которые помогли генералам осуществить мятеж, были недовольны в том числе задержками жалованья и трудностями со снабжением.

Базум должен был «вырасти из штанов» предшественника

«Приход Мохамеда Базума к власти стал первым с 1960 года — то есть за всю историю независимого Нигера — прецедентом мирной и демократической передачи власти в стране. К сожалению, страна запомнилась чередой из четырех военных переворотов и сменявших друг друга военных правительств разной степени популярности и компетентности, не считая неудачных попыток взятия власти военными.
В основном Базум продолжал курс своего предшественника, Мухаммаду Иссуфу, считался его соратником, воспитанником и преемником. По сути дела он им и являлся, в том числе в качестве лидера партии президентского большинства — PNDS. Базум продолжал тесное сотрудничество со странами ЕС и США в борьбе с джихадизмом, нелегальной миграцией, контрабандой в Сахаро-Сахельском регионе, получал значительную военно-техническую, материальную, финансовую, разведывательную помощь. В прошлом году в Нигер были передислоцированы французские части общей численностью 1500 человек из Мали и Буркина-Фасо. Также в Нигере находится авиабаза ЦРУ США, туда приезжал госсекретарь Энтони Блинкен, а делегация Нигера была удостоена хорошего приема на саммите в Вашингтоне.
Но ситуация в Нигере в связи с рейдами формирований „Исламского государства в Большой Сахаре“ и аффилированных с „Аль-Каидой“ незаконных вооруженных формирований (НВФ) последовательно ухудшалась. От Базума ожидали результата в обеспечении безопасности границ и пограничных регионов и проживающих там людей, в первую очередь Тиллабери, на юго-западе на границе с Буркина-Фасо и Мали, а также в выработке новой стратегии. Однако армия несла большие потери в результате засад, вылазок, терактов, а оперативно добиться перелома не получалось.
Еще одна задача, которая стояла перед Базумом, — „вырасти из штанов“ предшественника Иссуфу и перестать быть „тенью отца Гамлета“, поскольку изначально стартовые условия Базума, несмотря на весь административный ресурс Иссуфу, были слабее. В том числе потому что он араб и из семьи, принадлежащей племени улад сулейман южноливийского происхождения, а его окружение после прихода к власти во многом состояло из лояльных Иссуфу лиц. В партийных структурах, в политбюро правящей партии приходилось постоянно соблюдать некий баланс сил.
Авторитет Мухаммаду Иссуфу в принятии решений и сейчас огромный, он постоянно был на связи с Базумом. Базуму нужно было выработать свой стиль правления, а для этого произвести какие-то кадровые перестановки. Раньше Базум в числе прочего возглавлял МВД страны и за это время успел установить связи с фигурами, впоследствии занявшими при нем посты в разведывательных структурах, жандармерии и Вооруженных силах страны. Однако неясно, насколько Базум, в прошлом магистр политической философии по образованию и профсоюзный активист по роду занятий (он был членом Национального профсоюза учителей Нигера, а также Профсоюза нигерийских рабочих) мог всерьез рассчитывать на авторитет в силовых структурах.
Президентская гвардия была лояльна к предшественнику Базума, но к самому Базуму — лишь до определенной степени. Вероятно, мятеж Абдрамана и командира президентской гвардии генерала Омара Чиани стал результатом череды отставок в руководстве Генштаба, жандармерии, разведки. Генерал, по всей видимости, считал себя следующим, а ряд недовольных военных, которых всегда было в избытке, решили воспользоваться тупиком в переговорах и захватить власть методом copy-paste: объявить очередной комитет спасения нации, закрыть границы, объявить комендантский час. Сделали они это из-за целого ряда причин — большие потери армии, задержки с ротациями и жалованьем, трудности со снабжением, фрустрация от оперативной обстановки».

Подавление «несистемной» оппозиции

Базум во время своего правления уделял много внимания социальной политике и не запомнился скандалами и дискредитирующими его эпизодами злоупотреблений и коррупции, отмечает африканист.

«Вопрос о поддержке Базума во многом самый сложный. В стране медленно росли антифранцузские настроения, на волне которых в соседних Буркина-Фасо и Мали пришли к власти популистски настроенные военные. У Базума была изначально менее прочная электоральная и политическая поддержка, он продолжал курс систематического подавления „несистемной“ оппозиции и кооптации (дополнительное избрание, введение в состав выборного органа новых кандидатов без проведения дополнительных выборов) в ряды президентского большинства менее непримиримых оппозиционеров.
Однако какого-то серьезного кризиса легитимности и разбалансировки власти тоже не наблюдалось. Базум уделял много внимания социальной политике и не успел запомниться скандалами и дискредитирующими его эпизодами злоупотреблений и коррупции. Поэтому исход всего происходящего сейчас предугадать очень сложно».

Военный переворот в Буркина-Фасо, о котором говорит африканист, произошел 23–24 января 2022 года. В ходе него группа военных свергла и задержала президента страны Рока Марка Кристиана Каборе. На следующий день после переворота на улицы столицы, Уагадугу, вышли протестующие, которые размахивали российскими флагами и призывали Россию помочь им. 31 января президентом Буркина-Фасо был объявлен руководитель повстанцев, подполковник Поль-Анри Сандаого Дамиба. Два представителя американской разведки заявляли Foreign Policy, что Буркина-Фасо может стать следующей целью ЧВК Вагнера.

В Мали военный переворот произошел в мае 2021-го, тогда временным президентом страны стал полковник Ассими Гоита. Он обещал восстановить демократические процедуры передачи власти и провести парламентские и президентские выборы в Мали. ООН, Европейский Союз, США и Африканский союз осудили захват власти военными. Власти Мали ведут борьбу с исламистами, действующими на севере страны.

1 августа 2014 года в Мали началась контртеррористическая операция «Бархан», в рамках которой в стране находились французские войска. Операция проводилась в ряде государств к югу от Сахары, в том числе в Мавритании, Чаде, Буркина-Фасо, Нигере. Незадолго до вывода французских войск из Мали их действия раскритиковали в ООН. В последние годы мятежники стали контролировать большие территории, включая Буркина-Фасо и Нигер. Жертвами вооруженных конфликтов стали тысячи военных и мирных жителей, сотни тысяч людей вынуждены были покинуть свои дома.

Ограничения для «малийского сценария» в Нигере

«Ситуация далека от разрешения, выводы пока делать очень рано в связи с постоянно меняющейся динамикой. Что касается попадания Нигера под влияние других внешних игроков — это, безусловно, первое, что заботит и США, и страны ЕС. Нигер в 2012 году получил полмиллиарда долларов военной помощи и стал важным и последним стратегическим центром операций против джихадистов в Сахеле после окончания „Бархана“ в Мали и вывода спецназа из Буркина-Фасо. Но нужно отметить, что за время пребывания в Мали операторов ЧВК Вагнера оперативная ситуация в стране не изменилась, а по ряду показателей даже ухудшилась. ЦАР стала ареной экономической эксплуатации ее ресурсов компаниями, аффилированными с вагнеровцами, а лояльность ЧВК Вагнера руководству РФ и ее будущее — под большим вопросом (как и репутация).
Нигерские военные не могут не понимать этого, равным образом как и того, что очень многое поставлено на кон (включая 100 млн евро по линии ЕС, обещанные Жозепом Боррелем в начале июля), не говоря о программах помощи, финансирования, кредитования, программе подготовки национальных частей военнослужащими из ЕС. Все это, возможно, будет влиять и выступать ограничением на пути развития событий по „малийскому сценарию“, а сам факт того, что долгое время Нигер сохранял институциональную прочность на фоне failed states (несостоявшееся государство, утратившее способность эффективно управлять своим населением) вокруг себя, тоже, возможно, должен как-то отрезвлять его военных».

Госсекретарь США Энтони Блинкен, беседовавший с президентом Нигера Базумом в среду, когда тот находился под стражей в президентском дворце, заявил, что экономическое партнерство и безопасность США с Нигером зависят от продолжения демократического правления. Руководитель программы по Сахелю немецкого аналитического центра Konrad-Adenauer-Stiftung Ульф Лессинг также высказался на эту тему, отметив усилия Евросоюза и США в этом африканском регионе:

«Базум был единственной надеждой Запада в Сахельском регионе. Франция, США и ЕС потратили значительную часть своих ресурсов в этом регионе на поддержку Нигера и его сил безопасности».

По его словам, переворот создаст возможность для России и других игроков распространить свое влияние в Нигере.

26 июля президентская гвардия заблокировала дворец Базума и удерживала его там, сообщало AFP со ссылкой на источник в президентском окружении, подобную информацию публиковало агентство Reuters со ссылкой на источники. Тогда сообщалось, что Базум и его семья в порядке и ведут переговоры с мятежниками. Le journal de l'afrique отмечал, что президент Базум собирался уволить командующего президентской гвардией генерала Омара Чиани, именно это могло стать причиной мятежа. Поздно вечером в эфире национального телевидения появился генерал-полковник Амаду Абдраман в сопровождении девяти военнослужащих. Он объявил, что в стране приостанавливается работа всех учреждений, вводится комендантский час и закрываются границы. Согласно его заявлению, Силы обороны приняли решение положить конец режиму «из-за ухудшения ситуации с безопасностью и плохого управления».

Мохамед Базум — 7-й президент Нигера, занял этот пост в апреле 2021 года. Его считают близким союзником Франции, поддержку ему оказывали США и ЕС. Этот переворот — уже седьмой в регионе Центральной и Западной Африки с 2020 года. В предыдущий раз попытка переворота в Нигере была предпринята в 2021 году за несколько часов до того, как новоизбранный президент Базум должен был принести присягу.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari