Психологи выяснили, что вера в конспирологические теории в большей степени обусловлена расстройствами личности, чем идеологической позицией или другими факторами. Об этом говорится в исследовании, опубликованном осенью 2022 года в рецензируемом журнале PLOS One, на которое сейчас обратил внимание портал PsyPost.
В своей работе Ян Кетиль Арнульф, Шарлотта Робинсон и Эдриан Фернхэм провели опрос 397 взрослых испытуемых. Большинство их составляли британцы возрастом от 19 до 71 года, имеющие постоянный заработок.
Исследователи пытались выяснить, какие факторы влияют как на склонность человека к конспирологическому мышлению, так и на веру в конспирологические теории.
Конспирологическое мышление здесь — образ мышления, согласно которому индивидуумы, склонные к нему, объясняют всевозможные события заговорами тайных влиятельных групп или персон, которые действуют сообща для достижения некоей зловещей цели.
Вера в конспирологические теории предполагает продвижение уже известных конкретных теорий такого толка.
Результаты исследования показали, что склонность к конспирологии связана с различными демографическими и личностными факторами. Конспирологическое мышление присуще индивидуумам со сравнительно низким уровнем интеллекта, обладающим консервативными взглядами и не имеющим высшего образования. Эти люди также оказались более интровертными и склонными к расстройствам личности. Аналогичные результаты были получены во время проверки склонности к вере в уже имеющиеся конспирологические теории.
Авторы исследования отмечают, что, хотя подобное поведение действительно в некоторой степени связано с идеологическими установками и уровнем знаний испытуемого, в большей степени связь здесь прослеживается именно с тревожными и эксцентрическими расстройствами личности.
При этом психологи подчеркивают, что результаты их исследования не говорят о том, что все конспирологи обладают подобными психическими расстройствами. По их мнению, к заинтересованности в конспирологических теориях приводят личностные черты человека, уровень его знаний и идеологическая среда, в которой он находится. Однако к полному принятию и активному распространению таких идей склонны именно люди с расстройством личности, которые оказывают существенное влияние на тех, кто только интересуется подобными теориями.
В последние годы вера в конспирологические теории играет существенную роль не только в общественном пространстве, но и в мировой политике. Пандемия COVID-19 и президентские выборы в США породили большое количество домыслов относительно природы происходящих событий.
Представители российского руководства и элит также часто строят свои умозаключения на основании конспирологической картины мира, которую невозможно подтвердить фактами, и используют ее для объяснения своих действий.
Так, секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев рассказывал о том, что миллиардер-филантроп Джордж Сорос «правит Европой», «Лондон развалил Российскую империю» и «корпорации убили Линкольна».
Михаил Ковальчук, президент Курчатовского института, брат друга Владимира Путина, главы банка «Россия» Юрия Ковальчука, в свою очередь неоднократно говорил о так называемом плане Запада относительно создания «служебного человека». По его словам, «служебный человек обладает ограниченным самосознанием, его размножение находится под внешним контролем, дешевым кормом ему служат генно-модифицированные организмы». Самое раннее упоминание «человека служебного» можно услышать в советском художественном фильме 1960-х годов «Мертвый сезон».