Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD97.55
  • EUR106.14
  • OIL75.94
Поддержите нас English
  • 5731
Новости

Би-Би-Си: каждый пятый погибший в Украине российский военный — офицер

По состоянию на 5 апреля в российских официальных источниках опубликованы имена как минимум 1083 погибших в Украине российских военнослужащих. 217 из них (больше 20%) — это офицеры от младшего лейтенанта до генерала, отмечает Русская служба Би-Би-Си. При этом следует учитывать, что данные о потерях далеко не полные. Так, Минобороны РФ отчиталось 25 марта о гибели 1351 военнослужащего, и с тех пор новых цифр не приводилось. А Вооруженные силы Украины говорят уже о 18,3 тысячи убитых российских военных.

Сейчас в списках потерь фигурируют 10 полковников (включая одного капитана первого ранга), 20 подполковников, 31 майор и 155 младших офицера (рангом от младшего лейтенанта до капитана). Украина также утверждает, что погибли уже семь российских генералов, но Россия подтвердила только смерть генерал-майора Андрея Суховецкого.

Высокая доля «видимых» потерь среди офицеров может объясняться тем, что тела погибших командиров в российской армии стараются отправить домой в приоритетном порядке и об их смерти чаще объявляют публично.

Кроме того, в российской армии командиры нередко вынуждены оказываться на линии огня, что является причиной высоких потерь среди командного состава. В армиях стран НАТО многие задачи на поле боя уполномочены решать сержанты, капралы и другие младшие чины. А в армии РФ решения аналогичного уровня разрешено принимать офицерам в звании не ниже лейтенанта.

«Российские офицеры обеспечивают тактическое руководство и подготовку своих взводов, рот или батальонов. Сержанты в российской армии чаще всего лишь управляют техникой или исполняют приказы, то есть они никем не руководят. Это значит, что офицеры вынуждены брать на себя больше функций по руководству боем на передовой. Следовательно, российский офицер имеет больше шансов погибнуть в бою, чем офицеры многих других армий», — объясняет Самуэль Кренни-Эванс из британского Королевского института исследований в области обороны и безопасности.

При изучении списка подтвержденных в России потерь заметна еще одна тенденция: около 15% всех установленных погибших служили в воздушно-десантных войсках. «Подразделения ВДВ принимали участие в операциях на самых сложных участках фронта — в штурме Гостомеля, боях под Киевом и столкновениях на юге Украины», — объясняет Роб Ли, старший сотрудник Исследовательского института внешней политики в США.

Также в списке потерь указаны 15 спецназовцев ГРУ, включая пятерых офицеров.

Чаще всего о погибших в Украине сообщали в Дагестане — там известно о 93 похороненных военных. В честь них называют школы и даже переименовывают улицы. О большом числе погибших также сообщили в Бурятии (52 человека), в Волгоградской (48) и Оренбургской (41) областях, в Северной Осетии (39).

По словам экономиста Натальи Зубаревич, в армию часто идут люди из депрессивных или полудепрессивных регионов. Одним из них считается Бурятия. Нередко отслужившие срочную службу жители таких регионов не могут найти работу на гражданке и возвращаются в армию. «Армия — это важный работодатель для тех территорий, где заработать деньги почти невозможно. Найм в армию дает вам стабильную заработную плату и обеспечение», — объясняет Зубаревич.

Гробы с российскими военными, погибшими в Украине, приходят не только в регионы России, но и в страны бывшего СССР. 25 марта в Иссык-кульской области Киргизии прошли похороны 19-летнего Эгемберди Дорбоева, который жил последнее время в Красноярском крае и имел российское гражданство. А в Таджикистане похоронили российских военных Саидакбара Саидова и Рамазона Муртазоева.

Для иностранцев с невысоким уровнем образования «служба в армии может выглядеть привлекательно». «А тут еще и пропаганда соответствующая», — говорит правозащитница Светлана Ганнушкина.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari