Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD100.22
  • EUR105.81
  • OIL73.86
Поддержите нас English
  • 981
Новости

От атак прокремлевских троллей пострадали 32 СМИ в 16 странах мира, выяснили в Кардиффском университете

В рамках масштабной пропагандистской операции западные средства массовой информации систематически использовались для распространения дезинформации в интересах Кремля. К такому выводу пришли эксперты из Центра изучения преступности и безопасности Кардиффского университета в британском Уэльсе. Выдержки из их исследования опубликовала газета The Evening Standard.

По мнению экспертов, объектами операции влияния стали 32 СМИ из 16 стран мира, включая британские The Daily Mail, The Daily Express и The Times, американские Fox News и The Washington Post, французскую Le Figaro, германские Der Spiegel и Die Welt, а также итальянскую La Stampa. Разделы с комментариями на порталах этих изданий были буквально оккупированы прокремлевскими троллями, стремившимися манипулировать общественным мнением.

Команда экспертов выявила 242 истории, в которых в ответ на факты, имеющие отношение к России, были опубликованы провокационные пророссийские или антизападные высказывания. Затем, как утверждают исследователи, эти комментарии передавались ряду русскоязычных СМИ, которые использовали их в качестве основы для своих публикаций. В них, в частности, делался акцент на мнимой поддержке политики Кремля западным обществом или на недовольстве западными правительствами. Основанием для таких выводов становились собранные «лайки» под пропагандистскими постами.

Например, интернет-портал «ИноСМИ», входящий в государственный медиахолдинг «Россия сегодня», выпустил публикацию с заголовком, в который вошел комментарий под статьей The Times. Транслируемое мнение приписывалось всему британскому обществу: «Британцы: Путин понял, что НАТО не будет воевать за Украину (The Times)».

Затем подобные публикации распространялись в соцсетях и на различных сайтах, в том числе связанных с российскими спецслужбами, говорят авторы доклада. Хотя некоторые «пропагандистские» комментарии в соцсетях размещены от лица жителей западных стран, исследователи нашли в их учетных записях признаки того, что они действовали в рамках скоординированной кампании по дезинформации.

В ходе изучения профилей аккаунтов с прокремлевскими комментариями также выяснилось, что некоторые из этих пользователей постоянно меняют имя и свое местонахождение.

Такая пропаганда велась все более активно с 2018 года. В последнее время в фокусе внимания прокремлевских троллей был, в частности, вывод войск США и Великобритании из Афганистана.

Директор Центра изучения преступности и безопасности Кардиффского университета Мартин Иннес подчеркивает, что очень просто создать учетную запись и быстро начать публиковать комментарии на некоторых сайтах без каких-либо проверок личности. Он считает, что этой «уязвимостью» могут пользоваться не только отдельные политики, но и «кто-либо еще» в целях манипуляции общественным мнением.

По словам Иннеса, в 2014-2018 годах для распространения российской пропаганды использовались прежде всего соцсети: Twitter, Facebook, Reddit и другие. Однако после того, как были усовершенствованы системы безопасности соцсетей и появились механизмы борьбы с дезинформацией, активность прокремлевских троллей в этом сегменте снизилась, и они сосредоточились на комментировании публикаций в СМИ, считает Мартин Иннес.

Впрочем, и в соцсетях пропаганда не исчезла.

Исследование прокомментировал министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб. По его мнению, доклад экспертов подтверждает опасение, что дезинформация, распространяемая в интернете при участии российского государства, представляет угрозу демократии.

Ранее в исследовании британского института Demos указывалось, что российские тролли играют на религиозных разногласиях в британском сегменте Twitter, искусственно создавая напряжение в обществе по поводу ислама и мигрантов-мусульман.

Эксперты института изучили 9 миллионов твитов, которые были размещены в аккаунтах, связанных с петербургской «фабрикой троллей», и пришли к выводу, что среди них преобладают твиты об исламе, а также, что фейковые аккаунты чаще всего разжигали религиозную ненависть и исламофобию.

В исследовании отмечалось, что тролли маскировались под аполитичных обывателей. В течение первых нескольких лет после регистрации аккаунтов в 2011 году они писали не про британскую политику, а про фитнес и здоровый образ жизни.

Объектом исследования стал архив из 10 млн твитов, который в ноябре 2018 года опубликовал Twitter. Почти 9 млн твитов были опубликованы с 3800 аккаунтов, близких к российскому «Агентству интернет-исследований», которое связывают с бизнесменом Евгением Пригожиным, известным также как «повар Путина». Твиты были опубликованы в период с 2013 по 2018 год.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari