Когда говорят о пропагандистских публикациях российской «фабрики троллей» в соцсетях, часто недооценивают картинки в Инстаграме, а ведь визуальная информация действует не хуже слов, пишет в The New York Times Шира Френкель. The Insider предлагает полный перевод статьи.
Устойчивая популярность провокационного поста в Инстаграме, созданного компанией, связанной с Кремлем, показывает, почему битва с пропагандой в соцсетях будет нелегкой.
Фотография улыбающийся женщины в черном хиджабе кажется невинной. Но вокруг нее провокационный текст. Читателей предупреждают: это женщина, которая ненавидит всех и вся — от евреев и христиан до лесбиянок и вина, — но при этом жалуется на «исламофобию».
С момента первой публикации 8 ноября этот пост «лайкнули» больше шести тысяч пользователей Инстаграма, принадлежащего Facebook сайта, на котором выкладывают фотографии. Но, скорее всего, эти люди не знали, что картинка эта создана Агентством интернет-исследований — так называемой российской «фабрикой троллей», которая нанимает сотни человек, чтобы оказывать влияние на онлайн-дискуссии, разжигая споры с помощью комментариев к постам, и создавать в соцсетях провокационные записи.Аккаунт, где впервые появился этот пост, был в этом году закрыт Инстаграмом, но другие аккаунты продолжают распространять эту картинку.
Конгресс в октябре раскритиковал Facebook, Twitter и Google за то, что они позволили распространение российской пропаганды на своих платформах во время избирательной кампании 2016 года, но на Инстаграм особого внимания никто не обратил. Некоторые исследователи считают, что эта платформа с посещаемостью в 800 млн пользователей в месяц — на 470 млн больше, чем Твиттер, — так же набита дезинформацией и пропагандой, как и любая другая соцсеть.
«Инстаграм — крупный распространить пропаганды Агентства интернет-исследований, по меньшей мере на равных с Твиттером», — сказано в опубликованном в прошлом месяце докладе Джонатана Олбрайта, директора исследований из Центра цифровой журналистики при Колумбийском университете.
Пресс-секретарь Facebook Том Рейнолдс заявил, что компания серьезно относится к дезинформации и продолжает принимать меры, чтобы «остановить иностранное вмешательство».
«В ходе нашего расследования мы выявили и удалили около 170 аккаунтов в Инстаграме, созданных «фабрикой троллей» и разместивший примерно 120 тыс. постов», — добавил Рейнолдс.
Исследование Олбрайта продемонстрировало, как российские тролли широко использовали удобный фотосервис, и показало, что он до сих пор остается важным узлом в системе распространения созданных ими картинок, которые постоянно тиражируются многими аккаунтами. Олбрайт проанализировал 28 из 170 аккаунтов, удаленных администрацией Инстаграма после того как было обнаружено, что они созданы петербургским Агентством интернет-исследований.
Пользуясь публичной информацией из интернет-архивов постов в соцсетях, Олбрайт обнаружил 2,5 млн зафиксированных случаев взаимодействия (репостов, лайков, ссылок) с постами из этих аккаунтов и 145 млн возможных случаев взаимодействия, то есть пассивных просмотров.
Олбрайт считает, что это еще не полная картина, — невозможно оказалось подсчитать, сколько людей распространяло картинки из Инстаграма с помощью скриншотов или разнообразных сторонних приложений, позволяющих делиться изображениями.
Изображение женщины в хиджабе впервые разместил пользователь под ником Merican Fury. Как следует из доказательств, представленных на слушаниях в Конгрессе в октябре, этот аккаунт был частью скоординированной дезинформационной кампании Агентства интернет-исследований.В этом месяце картинку разместили на популярной инстаграм-странице Republican.s, которую позиционируют как представительство «республиканцев и консерваторов в Инстаграме». У нее больше 100 тыс. подписчиков.
Администратор Republican.s отказался отвечать, почему аккаунт распространил это изображение и знает ли тот, кто управляет аккаунтом, о российском происхождении картинки. На наш запрос через Инстарам, который позволяет направлять сообщения любому пользователю, на которого вы подписаны, администратор ответил, что он (или она) лишь недавно стал работать с этим аккаунтом. На все остальные вопросы — о том, как его (или ее) зовут, кто до него (нее) руководил аккаунтом и размещал посты, — человек, с которым мы связались, ответа не дал. Никакой информации об аккаунте, кроме краткого описания, он не предоставил.
Олбрайт считает, что в этом нет ничего необычного — размещать изображения, не проверяя их источники.
«У Инстаграма те же социальные аспекты, что и у Фейсбука, но он более эффективно передает визуальную информацию, — сказал он. — Он рассчитан на то, чтобы делиться с сообществом изображениями из множества разнообразных источников. При этом он более сфокусирован на диалогах, возникающих в связи с этими изображениями, на спорах вокруг них».
Автор книги «На крючке: как создавать продукты, формирующие привычку» Нир Эяль считает, что Инстаграм сделан специально для того, чтобы изображениями можно было быстро и легко обмениваться.
«Инстаграм — куда более приватное место, чем Фейсбук и Твиттер, — сказал Эяль. — В Инстаграме у пользователей значительно более направленный список тех, за чьими постами они следят. Это тесная сеть людей, которые делятся друг с другом изображениями».
Внутри Инстаграма пользователи часто размещают у себя чужие посты (это называется «реграмминг») или размещают изображения, скопированные ими из других соцсетей. Из-за этого полностью удалить изображение с сайта трудно.
Изображения, созданные российскими аккаунтами, были рассчитаны на то, чтобы вызвать одновременно интерес к вопросам, раскалывающим общество, и гнев. На одной из картинок отец и сын держат в руках пистолеты, а в тексте под ней вопрос: неужели не все отцы станут защищать свои семьи, если представится шанс? На другой картинке маленький мальчик, по-видимому, беженец из Сирии, держит зазубренный нож, а вокруг его головы надпись, которая гласит, что американцев убивает политкорректность.
В комментариях под изображениями тысячи пользователей рассуждают о том, должны ли США пускать к себе беженцев из Сирии. Олбрайт утверждает, что это типичный пример того, как Инстаграм превращается в нечто большее, чем просто сайт для обмена изображениями, и становится местом для споров.