Генпрокуратура Беларуси сообщила, что направила Генпрокуратуре Литвы запрос о выдаче бывшего кандидата в президенты Светланы Тихановской. Основанием для запроса ведомство назвало договор между странами о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 20 октября 1992 года.
Тихановсую намерены привлечь к уголовной ответственности «за преступления против порядка управления, общественной безопасности и государства».
Замминистра иностранных дел Литвы Мантас Адоменас в разгворе с The Insider сообщил: «Действительно, сегодня наша Генпрокуратура получила такой запрос о выдаче Тихановской. Но то, в чем обвиняется Светлана Тихановская (ее политическая деятельность) не является преступлением по литовскому праву, и напротив: такое преследование политического деятеля само по себе является преступлением против прав человека и международного права. Литва отказывается выдавать Тихановскую, это наша четкая позиция. Беларусской стороне мы предоставим официальный отказ рассматривать такие запросы. Мы обратимся к Лукашенко с заявлением, что использование этого договора для политического преследования ставит вопрос о возможности продуктивного сотрудничества в области права по этому документу».
Отвечая на вопрос, в каком статусе в Литве находится Тихановская, Адоменас пояснил, что она гость литовского правительства и находится под защитой государства.
Накануне Тихановская выразила уверенность, что в Беларуси до конца года сменится власть. «Режим Лукашенко падет в этом году. Я думаю, что он уйдет весной», — заявила Тихановская в интервью Bild.
По ее мнению, к смене власти приведет давление на режим как внутри страны, так и извне. «Когда все, кто против, будут действовать — разными способами. Нас большинство», — сказала она. «Мы также надеемся на прочный союз между новым правительством США и ЕС», — добавила Тихановская.
Ранее Тихановская в интервью швейцарской газете Le Temps заявила, что протестное движение в стране продолжится весной.
«Я должна признать, что мы потеряли улицы, у нас нет возможности бороться с насилием режима против протестующих — у них есть оружие, у них есть сила, так что да, на данный момент кажется, что мы проиграли. Я знаю, что белорусы устали, боятся. Но сегодня мы строим структуры для завтрашней борьбы. Мы работаем над тем, чтобы связать различные оппозиционные инициативы, которые возникли повсюду: врачей, учителей, полицейских ... Наша стратегия состоит в том, чтобы лучше организоваться, подвергать режим постоянному давлению до тех пор, пока люди не будут готовы выйти на улицы снова, возможно, весной», — заявила она.