Российский университет дружбы народов (РУДН) имеет право самостоятельно присуждать ученые степени в обход Высшей аттестационный комиссии, и вчера диссертационный совет вуза присвоил ученую степень Марине Никифоровой (сотруднице «Материа Медика» — российского производителя гомеопатии) за диссертацию, посвященную, в том числе, исследованию гомеопатических препаратов. Ранее отрицательные отзывы на эту работу дали российские ученые, члены Комиссии РАН по борьбе с лженаукой Михаил Гельфанд, Александр Панчин и Евгений Александров. The Insider попросил одного из них — замдиректора Института проблем передачи информации РАН — Михаила Гельфанда прокомментировать это решение.
Много ли подобных диссертаций сегодня защищают, я не знаю, статистики нет. Но у меня богатый личный опыт. Он начинается с полностью списанных диссертаций, продолжается диссертациями, которые списаны, но с заменами (допустим, одна болезнь заменена на другую, лекарство тоже заменено, а все клинические данные и анализы остались как есть), до диссертации про иглоукалывание в коровьи чакры, до диссертаций по теологии... И вот теперь мой опыт охватывает и диссертацию по изучению того, чего нет вообще. Там куча какого-то треша, которого не существует. Опыт у меня такой, что меня уже трудно чем-то удивить.
Высшая аттестационная комиссия (ВАК) — это советское изобретение, в большинстве стран таких комиссий не существует. В этом смысле идея, что ответственность за диссертацию несет университет, сама по себе правильная. Другое дело, что такая система может работать только тогда, когда в обществе работают регистрационные механизмы, то есть когда все понимают, что Ph.D. Гарварда — это одно, а Ph.D. Восточно-западного Дакотского колледжа — это другое. В России с такими механизмами есть серьезная проблема.
ВАК была полезна тем, что какие-то совсем одиозные решения диссертационных советов можно было обжаловать. Это не всегда получалось, но опыт «Диссернета» и мой опыт работы, пока меня Владимир Михайлович Филиппов оттуда не выпилил, показывал, что в каких-то очевидных ситуациях при отсутствии критического давления можно что-то сделать.
Я считаю, что в качестве отдаленной цели отдать университетам право присуждения ученых степеней — это правильно, но в текущей ситуации ВАК является некоторым фильтром и инструментом, которым можно пользоваться, чтобы совсем откровенную дурь не пропускать. Владимир Михайлович Филиппов, бывший много лет ректором РУДН, по закону не является председателем ВАК, потому что он пересиживает уже третий срок, но почему-то называет себя председателем ВАК и действует как председатель ВАК.