Компания «Энергоэлемент» получила от МСП-банка первый в России кредит под залог интеллектуальной собственности — двух патентов на изобретения. Сумма займа — 4,3 млн рублей, кредит выдан под 8,5% годовых. Как отметил в разговоре с The Insider председатель совета директоров краудлендинговой платформы Co-Fi Александр Сухотин, актив оценивали исходя из будущих доходов, которые будет приносить использование патента, однако эти доходы очень сложно оценить объективно.
Некоторое время назад Black Star, музыкальный лейбл от Тимати и других артистов, закладывал свой товарный знак, кредитуясь на развитие своего ресторанного направления. Практика такая имела место быть, но вот, наверное, громкий случай — это сегодняшняя новость о полноценном банковском кредитовании. Там дали кредит под проценты, что в принципе интересно.
Участники рынка обсуждали, что патент — это не самое ликвидное имущество для залога. Известно, что патент может быть прекращен. Возникает много рисков при использовании патента в качестве залога. Его не всегда просто оценить. Если обладатель патента зарабатывает какие-то роялти на использовании патента, то при появлении нового изобретения роялти могут прекратиться. Есть риск того, что патент сегодня стоит определенных денег, и он более ликвиден, а завтра может резко стать менее ликвиден. Все эти риски надо учитывать.
В целом мнение участников рынка сводилось к тому, что более ликвидны в первую очередь объекты авторского права — музыка, кинопроизведения, которые имеют длинную жизнь и более предсказуемые доходы.
В сегодняшней новости отмечалось, что актив оценивали исходя из будущих доходов, которые будет приносить использование патента. Оценить поток доходов от использования объекта музыкального произведения проще, потому что там больше статистики, больше информации, больше площадок, где используется объект. Можно точнее собрать информацию, точнее оценить поток доходов, и самое главное — он более стабилен.
Если вы обладаете правами на музыкальное произведение, то эти права более защищены, их сложнее оспорить, сложнее обременить. Если произведение имело популярность на протяжении определенного периода в прошлом, то как правило популярность не проходит мгновенно и есть определенная инерция. Лично я склоняюсь к тому, что потенциал в первое время больше все-таки у объектов авторского и смежного права — музыки и так далее.
У нас давно говорили о том, что интеллектуальная собственность становится активом. Владелец интеллектуальной собственности может не только использовать ее и зарабатывать на использовании, но и использовать производные инструменты — кредитование под залог интеллектуальной собственности.
Банки привлекают профессиональных оценщиков. В случае с патентами есть специальная оценочная компания, которая оценивает не только доходность патента, но и риски. Надо понимать, что любое действие с патентом подлежит государственной регистрации. Даже передача патента под залог требует государственной регистрации. На это требуется время.
Самим банкам достаточно проблематично оценить залог — банки работают с недвижимостью, движимым имуществом, товарами в обороте. Здесь линейку специалистов содержать тяжело, поэтому банки как правило привлекают внешних специалистов. В этом смысле интересно, что такого рода кредитование даст толчок для развития направления оценщиков интеллектуальной собственности.