Для пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова заявления в жанре «Кремль об этом ничего не знает» — обычная практика. На этот раз Кремлю оказалась не известна адвокат Наталья Весельницкая, с которой в ходе предвыборной кампании встречались старший сын нынешнего президента США Дональд Трамп-младший и зять президента Джаред Кушнер, о чем написала The New York Times. «Нет, мы не знаем, кто это, и, разумеется, мы не можем отслеживать встречи всех российских адвокатов как внутри страны, так и за рубежом», — сказал Песков, отвечая на вопросы журналистов.
Однако Весельницкая — не простой адвокат, и о ее существовании в Кремле, скорее всего, хорошо знают.
Наталья Весельницкая известна как ярый борец против Акта Магнитского — американского закона, устанавливающего персональные санкции в отношении лиц, ответственных за нарушение прав человека и принципа верховенства права в России. Закон, принятый в 2012 году, направлен прежде всего против причастных к гибели юриста Сергея Магнитского, разоблачившего многомиллионное налоговое мошенничество.
В последнее время Весельницкая представляет интересы российского бизнесмена Дениса Кацыва, которого в США обвиняли в отмывании денег, полученных в результате аферы, раскрытой Магнитским (дело было прекращено в результате досудебного соглашения Кацыва с американскими властями, по которому он согласился выплатить США сумму, в несколько раз превышающую объем отмытых денег).
Впрочем, это не единственный вклад Весельницкой в дело борьбы против Акта Магнитского.
В апреле 2016 года в Европарламенте анонсировался, но в последний момент был отменен показ документального фильма Андрея Некрасова «Закон Магнитского». По мысли автора фильма, все дело Магнитского вымышлено -- не было никакого раскрытого им мошенничества, сам он был соучастником аферы Уильяма Браудера, ставшего инициатором американского закона, и умер в следственном изоляторе по естественным причинам. Одним из организаторов несостоявшегося показа в Европарламенте была Наталья Весельницкая. Именно она передала съемочной группе документы, призванные убедить их в том, что дело Магнитского — всего лишь фальшивка, состряпанная Браудером.
Американский журналист Майкл Вайсс писал в The Daily Beast, что в апреле 2016 года четверым американским конгрессменам, приехавшим в Москву, передали письмо с грифом «конфиденциально», в котором содержались аргументы, совпадающие с теми, которые выдвигала Весельницкая, — обвинение Браудера в организации незаконной схемы скупки акций «Газпрома» и краже $230 млн. Пресс-секретарь известного своей пророссийской позицией конгрессмена Дейны Рорабейкера Кен Граббс сказал журналисту, что письмо «поступило от самого российского правительства».
Весельницкая также была одним из создателей зарегистрированной в штате Делавэр организации Human Rights Accountability Global Initiative Foundation. Формально цель этой организации — отмена российского закона, запрещающего усыновление сирот из России гражданами США; этот закон, известный как «закон подлецов» или, по другой версии, «закон Димы Яковлева», был принят как ответ на Акт Магнитского. Для достижения заявленной цели организация пыталась лоббировать отмену Акта Магнитского, но неудачно: несмотря на усилия лоббистов, в феврале 2016 года Сенат США принял закон, расширяющий действие Акта Магнитского на весь мир. Как писал Майкл Вайсс, через фонд пытались добиться нужного им решения российские власти.
По данным сайта OpenSecrets.org, организация привлекала в качестве посредников известного американского лоббиста Коузена О'Коннора и Рината Ахметшина, которого, по словам журналиста Карины Орловой, «в Вашингтоне знают как «псевдоправозащитника», который создает подставные фонды, регистрируя их за какие-нибудь 30 долларов в Техасе, и лоббирует интересы Кремля или крупного российского бизнеса». Американский журналист Стив Левин в вышедшей в 2007 году книге «Нефть и слава» назвал Ахметшина бывшим сотрудником российской военной контрразведки.
Так что Наталья Весельницкая, которую не знают в Кремле, — несомненная участница кремлевской кампании за отмену неприятного для российских властей американского закона.