На канале «Россия 1» в программе «Вечер с Владимиром Соловьевым» принял участие главный редактор немецкого издания World Economy Александр Сосновский, в 1990-х годах переселившийся в Германию из России. Сказанное им показалось редакции настолько важным, что этот фрагмент вынесли в отдельную публикацию на сайте «Вестей». Сосновский, критикуя принятую 9 октября резолюцию Бундестага под заголовком «Об укреплении памяти о жертвах войны на истребление, которую вела Германия, и признании групп жертв национал-социализма, которые до сих пор были недостаточно признаны», заявил:
«Там есть „замечательные” вещи, которые заставляют вздрогнуть, когда ты внимательно начинаешь читать строчки и между строчек то, что там написано. Это абсолютно явно выраженная попытка определенного идеологического реванша, замешанного на крупных финансовых потоках.
Поскольку в этой резолюции Советский Союз, советские граждане упоминаются очень, очень поверхностно, если вообще это можно назвать упоминанием, а речь идет в основном о пострадавшей Польше и Германии и некоторых других странах, кстати, там очень четко упоминаются Украина, Белоруссия, как будто это не было частью Советского Союза, уже в этом есть абсолютно четкое направление — вычленить эти страны из той страны, которая тогда существовала, которая победила Третий рейх и нацизм. <…>
Это надо понимать как определенную попытку вмешательства во внутренние дела России, потому что направлено это в первую очередь на ту молодежь, которая сейчас придет на смену, к сожалению, уходящей когорте ветеранов Второй мировой войны, Отечественной войны, потому что это сейчас будет имплантироваться именно в таком плане, в таком духе, как это отображено в резолюции. А в резолюции все очень четко: начало Второй мировой войны, в котором вина Германии не отрицается, однако… И дальше идет этот пресловутый пакт, который теперь пытаются повернуть таким образом, что это и был тот ключик от врат ада, которые Советский Союз и Сталин помог открыть Гитлеру».
Каким образом то, что в резолюции якобы почти не упоминается Советский Союз, можно считать вмешательством во внутренние дела России и многие ли из российской молодежи читают резолюции Бундестага, так и осталось непонятным. Но на самом деле о Советском Союзе и о России в резолюции говорится — довольно кратко, но и сама она достаточно лаконична:
«В соответствии с национал-социалистической идеологией расы и среды обитания население Польши, других восточноевропейских государств и Советского Союза, в частности, население сегодняшней Беларуси и Украины, было объявлено „низшими славянами”, „нелюдьми”, не имеющей прав массой, которая должна была быть порабощена, убита или изгнана на Восток. Первой жертвой этой фанатичной политики стала Польша. <…>
С немецкой оккупацией значительной части Советского Союза в 1941 году развилась антибольшевистская идеология национал-социалистов, тесно связанная с их антисемитизмом. Советский Союз не рассматривался как воюющая сторона, к которой должно было применяться международное военное право. Приказ комиссара и указ о военной юрисдикции должны были дать карт-бланш на безнаказанные массовые убийства. С наступлением немецкого вермахта в 1941 году три миллиона солдат Красной Армии попали в немецкий плен. К маю 1942 года из них оставался в живых один миллион. Подавляющее большинство умерло в лагерях от голода и эпидемий — адекватное снабжение не планировалось. За время почти 900-дневной блокады города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) в период с сентября 1941 года по январь 1944 года погибло около миллиона мирных жителей, в основном русских.
Помимо политики преднамеренной эксплуатации, оккупация, преднамеренное убийство гражданских лиц и борьба против партизанского сопротивления привели к тысячам и тысячам жертв на оккупированных территориях. На оккупированных вермахтом советских территориях и вдоль полей сражений Восточного фронта были опустошены тысячи городов и сел, особенно в России, Украине и Белоруссии, а их жители были убиты, подверглись жестокому обращению или же миллионами депортированы».
Вот об этом Сосновский и говорит «если это можно назвать упоминанием». Для него все затмевает такая фраза:
«Важную роль в начале Второй мировой войны и судьбе Польши сыграл и „Пакт Гитлера — Сталина”: он проложил путь для немецкого вторжения в Польшу 1 сентября 1939 года. Секретный дополнительный протокол к германо-советскому договору о ненападении от 23 августа 1939 года предусматривал разделение Прибалтики, Бессарабии и Польши на советскую и германскую сферы интересов».
В этом абзаце, кстати, как и в резолюции в целом, все исторически точно; существование секретного протокола вполне официально признала и Россия.
Внятного объяснения, как резолюция связана с финансовыми потоками, от редактора World Economy зрители «России 1» так и не услышали. Он вспомнил попытку Польши получить от Германии репарации на сумму около €1 млрд (Германия эту претензию отклонила, заявив, что все уже выплачено), заявил, что идея правящей в Германии партии ХДС создать центр документации, связанной с жертвами войны, каким-то непостижимым образом связана с польскими претензиями, и тут же поставил финальную точку:
«После длительных переговоров 9 октября Бундестаг принимает этот документ, но в нем есть все что угодно, кроме упоминания о жертвах Советского Союза».
Того, что в резолюции среди преступлений нацизма прямо названы Хатынь и Бабий Яр, Сосновский, видимо, не заметил. Зато его внимание привлекли слова о «двух равных идеологиях, с которыми после 1945 года пришлось жить и бороться оккупированным странам Восточной Европы». «Не освобожденным, а именно оккупированным!» — возмущается он.
Правда, в резолюции об этом ничего нет, никакая другая оккупация, кроме немецкой, там не упоминается. Эти слова Сосновский нашел в какой-то газетной статье. Но чтобы создать впечатление, что резолюция оскорбительна для России, приходится создавать вот такие гибриды.
Сосновский получил в СССР инженерное и экономическое образование, работал заместителем директора станкостроительного завода, затем создал в Краснодарском крае некую «клинику нетрадиционной медицины». Уехав в Германию, занялся журналистикой, писал для различных изданий, некоторое время был корреспондентом программы «Время», написал книги «Чеченский синдром» и Кавказский синдром», параллельно читает лекции о международных отношениях, работает как психотерапевт и организует международные игры КВН. Кроме того, эта чрезвычайно разносторонняя личность регулярно участвует в программе Соловьева и других пропагандистских телешоу на российском телевидении.