Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD97.55
  • EUR106.14
  • OIL75.44
Поддержите нас English
  • 2454
Антифейк

Путин заявил, что Россия осудила пакт Молотова — Риббентропа. Но он еще три месяца назад пытался его оправдать

В десятом эпизоде проекта ТАСС «20 вопросов Владимиру Путину», озаглавленном «Путин о памяти о Великой Отечественной войне, Сталине и Гитлере», президент заявил:

«Секретные протоколы Молотова и Риббентропа мы осудили, Россия сделала это. Но пускай и другие страны тогда по-честному скажут, как они оценивают поведение своего руководства в те времена, пускай скажут об этом честно».

Путин прав в том, что секретный дополнительный протокол к советско-германскому договору о ненападении 1939 года официально осужден, хотя, строго говоря, осудила его не Россия, а СССР — постановлением Второго съезда народных депутатов в декабре 1989 года. И можно было бы только приветствовать такую оценку договора со стороны президента России, но совсем недавно он высказывался об этих исторических событиях в совершенно ином ключе.

На большой пресс-конференции 19 декабря 2019 года Путин так оценивал договор и дополнительный протокол:

«Хорошо это или плохо? Обращаю ваше внимание — это очень важно — на то, что Советский Союз последним, это было последнее государство Европы, которое подписало с Германией пакт о ненападении. Все остальные до этого подписали. А что надо было делать Советскому Союзу? Оставаться один на один? 

Да, говорят, там секретные протоколы, раздел Польши. Польша сама поучаствовала в разделе Чехословакии. Зашла в два района — Тешинский и еще там второй район. И все, и забрала их. Вот и все. Ультиматум выдвинули фактически. Целую группировку создали для агрессии. Не потребовалось, потому что просто Чехословакия сдалась под этим нажимом и отдала эти территории. Но сделали то же самое.

Кстати говоря, да, советские войска зашли в Польшу в соответствии с этими протоколами. Обращаю ваше внимание на следующее обстоятельство: войска зашли-то зашли, но зашли после того, как польское правительство утратило контроль за своими вооруженными силами и за тем, что происходит на территории Польши, и само находилось где-то уже в районе польско-румынской границы. Не с кем бы было даже разговаривать на эту тему. Понимаете?»

The Insider уже отмечал, что это неправда: до момента советского вторжения польское правительство продолжало контролировать не оккупированную Германией восточную часть страны. Но в контексте сегодняшнего заявления важно, что Путин на декабрьской пресс-конференции откровенно пытался оправдать тогдашнюю политику СССР.

И это далеко не единственное его выступление в таком ключе. На следующий день после большой пресс-конференции на неформальном саммите СНГ в Санкт-Петербурге он прочитал целую лекцию о событиях, предшествовавших началу Второй мировой войны, где осудил договоры Великобритании, Латвии, Литвы, Польши и Франции с Германией 1938–1939 годов, смешав при этом действительно позорное мюнхенское соглашение, позволившее Гитлеру аннексировать часть Чехословакии, с обычными договорами о ненападении и даже германо-литовским договором, по которому Литва под прямой  угрозой военного вторжения уступила Германии Клайпедский край (Мемельланд). Затем он раскритиковал Версальский мир, завершивший Первую мировую войну (отметим, его критика была вполне справедлива), и политику Польши, вступившей в сговор с Германией и захватившей часть Чехословакии, а советско-германский договор Путин в этой речи оценил так:

«Советский Союз до последней возможности старался использовать любой шанс создать антигитлеровскую коалицию, вел переговоры с военными представителями Франции и Великобритании, тем самым пытался предотвратить начало Второй мировой войны, но практически остался один, в изоляции, как я уже сказал, был последним из заинтересованных государств Европы, кто вынужден был подписывать с Гитлером пакт о ненападении. 

Да, там есть секретная часть о разделе какой‑то территории. Но мы не знаем, что есть в других соглашениях европейских стран с Гитлером. Потому что если мы вскрыли эти документы, то в западных столицах это всё хранится под грифом „секретно”. Мы ничего не знаем, что там было. Но нам теперь и знать не нужно, потому что мы по фактам видим, что сговор был. По факту мы видим, что был раздел независимого демократического государства — Чехословакии. И в этом участвовал не только Гитлер, но и прежние руководители этих государств. Именно это и открывало Гитлеру движение на восток, именно это и послужило причиной начала Второй мировой войны». 

О том, что «раздел какой-то территории» означал ликвидацию суверенитета и аннексию трех европейских государств, а также захват значительных частей территорий других стран, Путин предпочел умолчать — как и о том, что ни Великобритания, ни Франция ни на какие территории других государств не претендовали.

А в мае 2015 года на совместной пресс-конференции с федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель Путин так ответил журналисту, упомянувшему слова тогдашнего министра культуры Владимира Мединского, который назвал договор «колоссальным успехом сталинской дипломатии»:

«Когда Советский Союз понял, что его оставляют один на один с гитлеровской Германией, он предпринял шаги, направленные на то, чтобы не допустить прямого столкновения, и был подписан этот пакт Молотова — Риббентропа. В этом смысле я разделяю мнение нашего министра культуры о том, что смысл для обеспечения безопасности Советского Союза в этом пакте был».

Что же касается призыва Путина к другим странам дать оценку их предвоенным договорам с Германией, то Великобритания и Франция такую оценку давно дали, признав договоры недействительными и юридически ничтожными. Уинстон Черчилль, который всегда был категорическим противником Мюнхенского соглашения, заявил об этом в 1940 году (на том основании, что положения договора нарушила Германия). Французский комитет национального освобождения во главе с Шарлем де Голлем в 1942 году заявил о ничтожности соглашения с момента подписания, а в 1944 году это подтвердило правительство Франции. После войны Судетская область, которая по Мюнхенскому соглашению была присоединена к Германии, вернулась в состав Чехословакии. 

Президент Польши Лех Качиньский в 2009 году принес извинения народу Чехии, назвав аннексию Тешинской области грехом, после которого «вряд ли можно рассчитывать на прощение». Тешинская область после войны также была возвращена Чехословакии и теперь находится в составе Чехии.

Постановление же съезда народных депутатов СССР содержало лишь моральное осуждение, об отказе от территориальных приобретений и восстановлении суверенитета аннексированных государств речи не было.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari