Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD107.74
  • EUR114.31
  • OIL72.94
Поддержите нас English
  • 1424

Вернувшийся из отпуска Дмитрий Киселев посвятил развернутый сюжет в «Вестях недели» делу об отравлении Алексея Навального. Начал он с такого заявления:

«О мистическом отравлении блогера Навального уже нагородили в Европе и Америке столько, что хочется встать на твердую почву фактов. Российские медики в Омске никаких ядов в крови, моче и на коже Навального не обнаружили. Взятый биоматериал хранится, и возможны повторные анализы. Аппаратура для анализов используется та же, что и везде в самых лучших клиниках мира».

Киселев не был бы собой, если бы не солгал в первые же секунды своего комментария. Аппаратура, использованная для анализов Навального, далеко не та же, что в Германии. Накануне выхода «Вестей недели» главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов в программе «Будем наблюдать» объяснял, ссылаясь на доктора Алексея Вейса:

«А какой у вас там спектрометр стоит, расскажите мне, пожалуйста. <…> Я могу вам сказать, что самый лучший российский спектрометр, у токсикологов который стоит, — „Кристалл”. У него разрешающая способность – 1 а.е.м. (атомная единица массы). Запомнили? Затем выступают люди из Склифосовского и говорят: „Мы у нас прогоняли. Тоже ничего не нашли”. У них стоит <…> Agilent Technology. У них стоит спектрометр. У них а.е.м. – 0,05. <…>

А вот в Бундесвере стоит спектрометр Bruker стоимостью 2,5 млн долларов. Так, на секундочку. Я что-то сомневаюсь, что у нас такой стоит. У них – 0,001 а.е.м. То есть у них в 50 раз спектрометр чувствительнее, чем спектрометр в Склифосовского, если я правильно понимаю. В 50 раз. <…> И в 1000 раз чувствительнее, чем лучший спектрометр Российской Федерации „Кристалл”, который, как я понимаю, стоит в Омске. Вот и все».

Киселев продолжает:

«Диагноз, поставленный блогеру в Омске, — резкое увеличение сахара в крови в результате острого нарушения обмена веществ. Причину предстоит выяснить, но ядов в организме Навального на момент госпитализации в Омске не было. Факт».

Эстафету подхватывает главный токсиколог Омской области и Сибирского федерального округа Александр Сабаев:

«Отсутствие токсикологической ситуации. Со слов сопровождающих пациента коллег, у него не было контактов ни с кем ни в аэропорту, ни до приезда в аэропорт. Второй момент — это отсутствие ядов в крови и в моче. <…> Третий момент — нарушение метаболического статуса пациента. В первые 4 часа пребывания в стационаре мы выявили высокий уровень сахара в крови, высокий уровень диастазы мочи, высокий уровень амилазы сыворотки крови и наличие молочной кислоты в крови, что, в общем-то говоря, свидетельствует об избыточном ее образовании вследствие тяжелого метаболического нарушения. И последнее: клиническая картина не соответствовала отравлению фосфорорганическими соединениями, а укладывалась действительно в тяжелый метаболический синдром, где манифестировали явления гипергликемии, то есть повышенного уровня сахара в крови».

Этому «диагнозу» The Insider уже посвятил отдельный материал, так что отметим вкратце: клиническая картина настолько не соответствовала гипергликемической коме, что другой российский токсиколог, выступавший на том же канале в программе «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» поставил прямо противоположный диагноз — гипогликемическая кома, то есть вызванная недостатком сахара в крови. Оба диагноза выглядят в равной степени фантастично.

Затем Киселев ссылается на одного из разработчиков «Новичка» химика Леонида Ринка, который дает комментарии едва ли не всем кремлевским СМИ, утверждая, что это не может быть отравление «Новичком» или любым другим фосфороорганическим соединением, потому что при таком отравлении происходит сильное сужение зрачка. Об этом аргументе The Insider тоже уже писал: другой разработчик «Новичка» Владимир Углев объяснил, что миоз (сужение зрачка) бывает не всегда, это зависит от того, каким путем в организм попадает яд.

В кадре снова появляется токсиколог Сабаев:

«Мы не забываем, что пациент пребывал в самолете, в замкнутом пространстве. Хорошо, могли быть, допустим, не коллеги, а могли быть и пассажиры при такой ситуации отравиться, поскольку такие вещества являются высоко токсичными и в малых дозировках приводят к достаточно фатальным изменениям организма».

На чем основано это заявление, ни Сабаев, ни Киселев не объяснили. «Новичок» — не газ и не летучее вещество, окружающие не могли его вдохнуть, если только его кто-то не распылял специально. Вероятнее всего, яд попал в организм Навального контактным способом — через кожу, и не в самолете, а раньше: такие яды действуют не моментально; вспомним, что Сергей и Юлия Скрипали после прикосновения к отравленной дверной ручке успели доехать на машине до ресторана, пообедать, зайти в бар, дойти до парка, и только там они почувствовали себя плохо, сели на скамейку и потеряли сознание. При этом не отравился никто из оказывавших им помощь, пострадал лишь полицейский, осматривавший их дом. Точно так же было и в случае с болгарским торговцем оружием Емельяном Гебревым, его коллегой и сыном, тоже отравленным «Новичком»: симптомы отравления появились через несколько часов и не пострадал никто, кроме тех, кто касался отравленной дверной ручки автомобиля.

Разработчик «Новичка» Владимир Углев предполагал, что злоумышленники могли проникнуть в номер Навального в отеле и нанести яд на его нижнее белье. Скорее всего, Навальный переоделся в чистое белье после утреннего душа и отправился в аэропорт; в этом случае понятно, почему симптомы отравления проявились именно во время полета. Кстати, именно при таком способе попадания яда в организм, по утверждению Углева, не должно происходить сужение зрачков.

После этого Киселев переходит к изложению весьма причудливой конспирологической теории:

«Послушайте, мы отправили Навального в Германию без ядов в организме. И у нас есть этому бесспорные доказательства, которые Россия готова предъявить, включая биоматериалы пациента. Яды у Навального странным образом обнаружены уже на территории Германии. Вот пусть Германия и дает объяснения, что за яды, когда и как они попали в организм гражданина Российской Федерации, вывезенного в Германию в статусе „гостя канцлера”.

Все смахивает на операцию спецслужб, которым отравленный Навальный нужнее неотравленного. Отравленный Навальный в руках американцев — отличная карта. Аргументов и санкций остановить „Северный поток-2” не хватает. Отравленный Навальный, словно джокер из рукава, в расчете на слом союзников.

И неважно, что России Навальный никак не угрожал. Вполне себе стал привычным элементом политического ландшафта. Свою партию собрать так и не смог, движения — тоже. Активная жизнь в Интернете, „сливы” от тех и других. Все как-то вошло в привычное русло. Уж если у кого-то и был мотив сделать из него жертву, так это у Запада. По стилю похоже на англичан или американцев».

Сюжет этого триллера закручен лихо, но понятно не все. Допустим, США действительно заинтересованы в срыве строительства «Северного потока-2». Но Навальный ни секунды не находился в руках американцев; из Омска его доставили на немецком реанимационном самолете в Берлин, где поместили в клинику Charité. Причем перевезти его в Германию предложила канцлер Ангела Меркель; Навальный находится в Берлине в статусе личного гостя канцлера. А Меркель заинтересована как раз в успешном завершении строительства газопровода; даже после отравления Навального, когда политики из оппозиционной партии «Зеленых» и из правящего ХДС заговорили о недопустимости сотрудничества с Россией, Меркель настаивала на том, чтобы чисто экономически мотивированный проект «Северного потока-2» не пострадал. Но Киселев, похоже, не обращает внимания на эти тонкости, для него существует только единый злокозненный «Запад».

От сценария фантастического триллера Киселев переходит к почти прямым угрозам:

«Впрочем, если нужно оправдать новые санкции, то лучше истории не придумать. Но в этом случае мы получаем и группу риска, где тот же Ходорковский, Каспаров, Собчак, какая-нибудь Маша Гайдар или Илья Пономарев — любой нигилист может стать жертвой в большой игре против России. Бессовестно».

Ничего особенно нового в этой идее нет, Киселев всего лишь развивает идею «сакральной жертвы», выдвинутую Путиным во время избирательной кампании 2012 года. Но теперь названы конкретные фамилии новых кандидатов на эту роль, и это уже пугает, хотя эффект несколько смазывает включение в список «нигилистов» вполне лояльной Ксении Собчак.

А аргумент в пользу своей теории заговора Киселев нашел вот какой:

«Но американцы встали на этот путь. Недавно зампред Объединенного комитета начальников штабов генерал Джон Хайтен заявил о новом подходе США в противостоянии России и Китаю. Концепция называется All Domain Operations — „Операции во всех сферах”, то есть не только в таких привычных, как земля, воздух и вода, но также киберпространство и все другие пространства, которые только можно себе представить. Медиапространство, дипломатическое пространство — сюда же. Главное — без ограничений и в тесной увязке. И все приравнивается к боевым операциям. Главное в такой войне — забыть все, чему учили до сих пор. Наступает новая безжалостная и беспринципная эра. Да, мы ее уже чувствуем».

В действительности концепция All Domain Operations заключается в адаптации принципов обороны к изменившейся реальности, в которой стали фактом «гибридные войны» и организуемые государством хакерские атаки на компьютерные сети. Это не имеет никакого отношения к террористической тактике из фантазий Киселева.

Программа «Время» откликнулась на события длинным сюжетом Евгения Баранова. Многие его тезисы совпадают с комментарием Киселева, тут и идея о том, что отравить Навального могли только в Германии, и министр иностранных дел Лавров с возмущенным заявлением о «голословных обвинениях», и все тот же вездесущий Ринк с утверждением о неизбежном сужении зрачков при отравлении фосфорорганикой, и главный анестезиолог-реаниматолог Минздрава Игорь Молчанов, рассказывающий, что при отравлении «Новичком» обязательно были бы побочные жертвы. Не обошлось и без сюжета конспирологического триллера, который здесь изложил директор неправительственной организации «Международный институт новейших государств» Алексей Мартынов:

«Проект „Навальный” расцвел в России во времена Обамы. За истекшие годы он, судя по всему, исчерпал свою полезность. Публичным политиком Навальный так и не стал, на лидера оппозиции не тянул с самого начала. Его скандалы, интриги и расследования не давали искомого результата, но стоили все дороже. Развитие России шло своим чередом, и блогер начал отставать, постепенно превращаясь в интернет-тролля и инструмент сведения личных счетов.

Я вполне допускаю, что, так сказать, его убедили, и он был убежден, что это такой, знаешь, такая шпионская комбинация по эвакуации спецагента из страны, он действительно здесь поиздержался сильно, и в общем-то обязательства давили не только финансовые, насколько я понимаю, плюс он на, так сказать, безденежье влез достаточно в стремные истории с региональным бизнесом, где используя свои вот эти все возможности и свою известность как такого топ-блогера, влиятельного топ-блогера влез в неприятные истории, скажем так, а в глубине страны, особенно за Уралом, там в бизнесе нравы-то в общем-то еще 90-х годов, поэтому я думаю, что вполне возможно, он и хотел как-то эвакуироваться, и вполне вероятно, что его в этом убедили».

Такого не смог придумать даже Киселев: ставшего ненужным агента, из которого так и не получилось сильного политика (на почти треть голосов на выборах мэра Москвы и оказавшуюся вполне эффективной тактику «умного голосования» «политолог» Мартынов не обращает внимания), убедили эвакуироваться в состоянии комы — вместо того, чтобы в соответствии с законами жанра шпионского трэша просто от него избавиться. Причем в эту операцию зачем-то включились лично Меркель и Макрон.

Но, возможно, главная жемчужина этого сюжета — такое заявление автора:

«Сам Навальный здесь уже не так важен. Отныне состоянием его здоровья займется НАТО. Экстренно созван совет блока. Странно, что в свое время альянс не проявил такой заинтересованности, когда на территории Турции, страны-члена НАТО, расчленили и растворили в кислоте гражданина США Хашогги, что на данный момент абсолютно доказано, ни воя, ни санкций, ни экстренных заседаний, но Навальный — это совсем другой случай, конечно».

Имеется в виду подданный Саудовской Аравии (а не США, хотя он там жил) Джамаль Хашокджи (Хашогги), убитый в 2018 году в здании консульства Саудовской Аравии в Стамбуле. Свою ответственность за это преступление признал наследный принц Мухаммед ибн Салман Аль Сауд.

И самое интересное даже не то, что автор сюжета не замечает, что беспокойство НАТО вызвало даже не покушение на убийство политика как таковое, а факт применения запрещенного боевого отравляющего вещества, запасы которого, согласно международным обязательствам России, давно должны быть уничтожены. Особенно любопытна тут «оговорочка по Фрейду»: в сущности, это аргумент по принципу «а почему им можно, а нам нельзя?».

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari