Программа «Время» во вторник вечером сообщила:
«В Болгарии разгорается громкий шпионский скандал. Сторонников укрепления связей с Россией обвинили в шпионаже в пользу нашей страны. Абсурдность ситуации признал даже болгарский президент. Он заявил, что если не будет неопровержимых доказательств, то речь может идти о сценарии, который срежиссирован извне. Между тем, антироссийская кампания в стране в последние дни только усиливается».
Заявление поистине сенсационное: президент Болгарии подозревает, что прокуратура его страны действует по указанию неких внешних сил!
Впрочем, происхождение этой сенсации нетрудно установить. За несколько часов до выхода программы «Время» появилось сообщение ТАСС <жирный шрифт здесь и далее наш — The Insider>:
«Президент Болгарии Румен Радев потребовал у прокуратуры республики “неоспоримых фактов” в связи с обвинением председателя Национального движения “Русофилов” Николая Малинова в шпионаже.
“Шпионаж в пользу иностранного государства — исключительно тяжелое обвинение, и если следствие не представит неоспоримых фактов, то останется сомнение в том, что болгарские органы власти были использованы в срежиссированном внешнеполитическом сценарии”, — цитирует Радева пресс-служба главы государства».
Здесь никаких злокозненных внешних сил уже нет, имеется в виду лишь некая политическая игра, в которую могла быть втянута прокуратура Болгарии. Но что это может быть за внешнеполитический сценарий?
Обратимся к первоисточнику — заявлению пресс-службы президента Болгарии. Вот оно на языке оригинала:
В отговор на въпрос за вчерашните процесуално-следствени действия за шпионаж в полза на чужда държава президентът заяви още, че това е „изключително тежко обвинение“ и ако от следствието не представят неоспорими факти, „ще остане съмнението, че български институции са употребени в режисиран вътрешнополитически сценарий“. „Очаквам наистина категорични доказателства, че българската външна политика не се е превърнала в заложник на вътрешнопартийни интереси и обслужваща интересите на управляващите“, заяви президентът.
В переводе это означает:
«Отвечая на вопрос о вчерашних процессуально-следственных действиях по шпионажу в пользу иностранного государства, президент также заявил, что это “чрезвычайно серьезное обвинение”, и если следствие не представит неопровержимых фактов, “останется сомнение в том, что болгарские институты не могли быть использованы в срежиссированном внутриполитическом сценарии”. “Я ожидаю действительно убедительных доказательств того, что болгарская внешняя политика не стала заложницей внутренних интересов и не обслуживает интересы чиновников”, — сказал президент».
По-болгарски внешний — външен, а внутренний — вътрешен. Очевидно, в ТАСС просто запутались в этих двух словах. Вот так и родилась на Первом канале сенсация — из «трудностей перевода», «испорченного телефона» и готовности всюду видеть козни заокеанских русофобов.