Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD104.24
  • EUR110.20
  • OIL72.24
Поддержите нас English
  • 6762

Программа «Вести» откликнулась на интервью с лечащими врачами Сергея и Юлии Скрипалей, вышедшее в программе Би-би-си Newsnight, сюжетом Александра Хабарова. На сайте «Вестей» сюжет озаглавлен «Врачи Скрипалей признались, что не они ставили диагноз».

В самом сюжете о том, кто ставил диагноз, не говорится вообще. Единственная фраза, как-то связанная с этой темой, выглядит так: «Один из них [врачей] упоминает о неких иностранных консультантах, которые помогли районной больнице своими дельными советами». Разницу между советом консультанта и постановкой диагноза сотрудник редакции, сочинивший заголовок, предпочел не заметить.

Впрочем, отличилась не только редакция сайта, в самом сюжете Хабарова неправды тоже хватает. Начинает он с такого заявления: «Невозможно понять, как здесь смогли вылечить пациентов, отравленных, если верить тому, что говорят сами медики, мощным нервно-паралитическим веществом А234. Известно, что противоядия от него нет».

Если тут что-то и невозможно понять, так это то, откуда взялось тиражируемое многими российскими СМИ утверждение, будто противоядия от «Новичка» не существует. Министр здравоохранения России, доктор медицинских наук Вероника Скворцова 16 марта, как раз в связи с делом Скрипалей, заявила: «Ко всем отравляющим веществам, в том числе к ”Новичку“, есть антидот». Известно также, что образец другого отравляющего вещества класса ”Новичок“, А230, был в 90-х годах вывезен на Запад перебежчиком и в тамошних лабораториях вели работу над созданием противоядия.

Вот так Хабаров рассказывает о первом дне лечения: «В день, когда бывший полковник и его дочь поступили в больницу, врачи думали, что имеют дело с передозировкой опиума и предпринимали обычные в таких случаях действия. По их словам, прошли сутки, прежде чем они узнали, что столкнулись с боевым отравляющим веществом. Российских экспертов это заявление удивило. Они утверждают, что симптомы отравления опиатами и фосфоросодержащими ядами настолько разные, что спутать их нельзя».

А вот как передает слова врачей русская служба Би-би-си: «Сначала, когда Скрипалей только обнаружили, врачи заподозрили, что у пострадавших передозировка опиоидами. «Нам только сказали, что в отделение скорой помощи доставили двух пациентов в критическом состоянии и сейчас их привезут к нам», — вспоминает Сара Кларк. <...> По ходу лечения медики отбросили изначальную теорию о передозировке опиоидами, поняв, что они наблюдают симптомы интоксикации другого типа — отравления фосфорорганическими соединениями, то есть нервно-паралитическими веществом».

Про то, что прошли сутки, прежде чем врачи отбросили предположение о передозировке наркотиков, Хабаров явно присочинил. Старшая медсестра Лорна Уилкинсон в сюжете Би-би-си рассказала, что как только в больницу доставили полицейского Ника Бейли с аналогичными симптомами, а это случилось через несколько часов, врачи заподозрили некую инфекцию и возможное начало эпидемии. Очевидно, что к этому моменту им было уже ясно, что опиаты тут ни при чем. По-видимому, предположение о передозировке выдвинула бригада «Скорой помощи», а опытные диагносты в больнице эту версию отбросили. Когда же врачи узнали, что их пациенты — шпион-перебежчик и его дочь, возникло предположение об отравлении фосфорорганическим соединением.

В сюжете Хабарова один из разработчиков «Новичка» Леонид Ринк заявляет: «При отравлении ядом А234 бессмысленно подавать пострадавшему воздух через трахею. Именно от этой процедуры у Юлии Скрипаль остался на шее глубокий шрам». В сюжете Хабарова Ринк не объясняет, почему это бессмысленно, но прежде в «Вестях недели» он говорил, что эта процедура показана при расслабленности мышц, а симптомы отравления фосфорорганическими веществами прямо противоположны.

Но вот что рассказывают британские врачи на Би-би-си: «Обоих Скрипалей накачали седативными препаратами — не только для того, чтобы иметь возможность подключить их к поддерживающим жизненные функции аппаратам, но и чтобы защитить от поражения мозг пациентов, что часто случается при отравлении нервно-паралитическими веществами». Похоже, Хабаров то ли не заметил, то ли не понял слово «седативные».

Заканчивает свой сюжет Хабаров так: «До сих пор из публичных выступлений тех, кто, так или иначе, оказался связан со скандальной истории в Солсбери, не прозвучало ни одного убедительного доказательства или хотя бы свидетельства того, что в этом деле есть пресловутый русский след».

Основания считать, что российский след в деле существует, изложены в письме советника британского правительства по национальной безопасности сэра Марка Седвилла генеральному секретарю НАТО Йенсу Столтенбергу (перевод письма опубликовал The Insider). Седвилл утверждает, что только у России есть технические средства, оперативный опыт применения отравляющих веществ и мотив для отравления. Так что либо Хабаров письмо не читал, либо эти доводы почему-то показались ему неубедительными — в отличие от правительств 27 стран, принявших в связи с отравлением Скрипалей решения о высылке российских дипломатов.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari