The Guardian опубликовала письмо советника по безопасности правительства Великобритании Марка Седвилла генеральному секретарю НАТО Йенсу Столтенбергу, где он объясняет, почему Британия убеждена в том, что за применением нервно-паралитического яда в Солсбери стоит Россия. The Insider предлагает полный перевод письма.
Сэр Марк Седвилл, рыцарь-командор ордена Св. Михаила и св. Георгия,советник по национальной безопасностиКабинет министров, Уайтхолл, 70, Лондон
Его превосходительству Йенсу Столтенбергу,генеральному секретарю Организации Североатлантического договора13 апреля 2018 года
Еще раз благодарю Вас за предложение проинформировать Североатлантический совет о недавней атаке в Солсбери, полученное 15 марта. Я рад, что нам после этой атаки удается поддерживать тесный контакт с Вами и союзниками по НАТО, и особенно признателен за ответные меры, принятые Вами и многими союзниками.
Как Вам известно, вчера Организация по запрещению химического оружия опубликовала свой доклад по итогам анализа проб живых тканей и окружающей среды, взятых в рамках расследования попытки убийства г-на Скрипаля и его дочери. Благодарю Вас за публичные комментарии, которые Вы уже сделали в связи с этим. Как участники Конвенции о химическом оружии все страны НАТО получили полный доклад; некоторые из них в среду примут участие в заседании Исполнительного комитета ОЗХВ, созванном по требованию Великобритании.
Результаты анализа ОЗХВ совпадают с теми, которые получила Лаборатория оборонной науки и техники, и еще раз подтвердили выводы Соединенного Королевства относительно природы отравляющего вещества высокой степени химической чистоты, котоорое было применено в Солсбери. ОЗХВ всегда ясно давала понять, что ее функция — установить, какое вещество было применено, но не кто за это ответственен.
Мне хотелось бы поделиться с Вами и союзниками дальнейшей информацией, касающейся нашей оценки, согласно которой в высшей степени вероятно, что за атаку в Солсбери ответственно российское государство. Только у России есть технические средства, оперативный опыт и мотив.
Начнем с технических средств. Ученые из Лаборатории оборонной науки и техники установили, что Сергей и Юлия Скрипали были отравлены определенным нервно-паралитическим веществом, известным как «Новичок». Анализ подтвердил выводы Соединенного Королевства в части идентификации отравляющего вещества. Оно было обнаружено в пробах окружающей среды, взятых на месте преступления, и в биомедицинских анализах обоих Скрипалей и сержанта полиции Ника Бейли. Лаборатория установила, что наиболее высокая концентрация вещества обнаружена на ручке входной двери дома Скрипаля. Это факты. Но, разумеется, лабораторный анализ не может установить, в какой стране или лаборатории произведено вещество, примененное при покушении.
Как информация из надежных открытых источников, так и разведданные показывают, что в 1980-х годах Советский Союз разработал новый класс нервно-паралитических веществ «четвертого поколения», известный как «Новичок». Кодовое название программы наступательного химического оружия, одной из частей которой был «Новичок», — «Фолиант». В высшей степени вероятно, что вещества класса «Новичок» были рассчитаны на то, чтобы Запад не мог обнаружить их; таким образом предполагалось обойти международный контроль над химическим оружием. Российское государство уже производило «Новичок» и по-прежнему имеет такую возможность. В течение последнего десятилетия Россия производила и хранила небольшие количества «Новичка».
Российская программа химического оружия продолжалась после распада Советского Союза. К 1993 году, когда Россия подписала Конвенцию о химическом оружии, по-всей видимости, некоторые вещества класса «Новичок» уже прошли испытания, после чего стало возможно их применение российскими вооруженными силами. Однако в российской декларации в рамках конвенции работа над «Новичками» не упоминалась. Россия продолжала разрабатывать некоторые вещества этого класса и после подписания конвенции. В середине 2000-х годов президент Путин лично был тесно связан с программой химического оружия. Крайне маловероятно, что какая-либо другая бывшая советская республика, кроме России, после получения независимости поддерживала программу наступательного химического оружия. Маловероятно, что «Новичок» могли произвести и применить негосударственные силы, то есть криминальные или террористические группировки.
Второе: оперативный опыт. Существуют доказанные факты организованных российским государством убийств. Согласно опубликованному в январе 2016 года отчету судьи Оуэна о публичном процессе по делу о смерти Александра Литвиненко, он был намеренно отравлен полонием-210, «с высокой вероятностью» операция была проведена ФСБ, а президент Путин ее «вероятно, санкционировал». По поводу других предполагаемых убийств в 2002–2006 годах сэр Роберт Оуэн писал: «Эти случаи позволяют предположить, что в годы, предшествующие смерти Литвиненко, российское государство было причастно к убийствам критиков Путина; возможно, российское государство организовывало покушения на своих противников при помощи ядов». После 2006 года за пределами бывшего Советского Союза были многочисленные случаи, позволяющие предположить убийства, организованные российским государством.
В 2000-х годах Россия начала программу испытаний средств доставки боевых отравляющих веществ и обучения персонала специальных подразделений применению этих веществ. В дальнейшем в эту программу были включены исследования способов доставки нервно-паралитических веществ, в том числе нанесения их на дверные ручки. В рамках той же программы в течение последнего десятилетия Россия произвела и отправила на хранение небольшие количества веществ класса «Новичок».
Третье: мотив. Сергей Скрипаль — бывший офицер ГРУ, осужденный в 2004 году за шпионаж. В высшей степени вероятно, что российские разведывательные службы рассматривают по меньшей мере некоторых из своих предателей как законные объекты для убийства. У нас есть информация, датированная 2013 годом и показывающая, что российская разведка проявляла интерес к Скрипалю: ящики электронной почты, принадлежащие Юлии Скрипаль, были взломаны киберспециалистами из ГРУ.
Поэтому мы продолжаем считать, что только у России есть техническая возможность, оперативный опыт и мотив для покушения на Скрипалей и что в высшей степени вероятно, что за покушение ответственно российское государство. Правдоподобного альтернативного объяснения не существует.
Разумеется, я буду рад представить Вам или союзникам по НАТО дальнейшую информацию, касающуюся этого покушения. Я знаю, что НАТО по-прежнему должно быть избавлено от необходимости конфронтации с Россией на фоне ее все более агрессивного поведения, недавний вопиющий пример которого — покушение в Солсбери.
Копию этого письма я направляю делегациям всех союзников по НАТО, а также западноевропейским партнерам и в офис Высшего представителя Европейского союза по вопросам внешней политики и политики безопасности.
Марк Седвилл