Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Политика

«Трамп заигрывает с Турцией, но войска США останутся в Сирии» — востоковед Сергей Серегичев

США начали подготовку к «немедленному» выводу войск из Сирии после того, как президент Дональд Трамп объявил о победе над террористической группировке «Исламское государство» в регионе. По данным американской прессы, это решение было принято Трампом после разговора с президентом Турции Реджепом Эрдоганом, который выступает против поддержки Вашингтоном военных формирований курдов.

О том, почему Трамп принял это решение, останутся ли войска США в регионе и что теперь будет с курдами, а также о том, что группировка «Исламское государство» никуда не делась, The Insider рассказал доцент РГГУ, востоковед Сергей Серегичев.

Никакого вывода американских войск по факту не будет. И тут возможны два варианта, каким именно образом США останутся в Сирии. Первый – вариант с ротацией, который использует в регионе и Россия. Работает это так: мы выводим одно подразделение и очень громко об этом рассказываем и показываем: вот посмотрите, мы их выводим. А другое подразделением – вводим, но про это молчим. Не скрываем этого, но и не орем. Там парни работают, деньги зарабатывают, что об этом орать-то громко.

Есть второй вариант: Трамп действительно выводит оттуда войска, но оставляет контрактников ЦРУ и Минобороны. А когда ему укажут на это, он скажет: «А там нет американских военных. Там есть частные специалисты по безопасности. По контрактам работают с местными фирмами. Ничего такого особенно. А американских военных там нет».

Ничто не мешает американскому командованию собрать личный состав и сказать: «Ребята, вот президентом дан приказ о выходе из Сирии. Но если вы сейчас подпишите увольнение из рядов вооруженных сил, наша компания возьмет вас к себе на работу. Вот сколько ты получал? Умножается на 5, ты будешь столько получать в месяц. Это был годовой оклад, у тебя будет месячный оклад. Заниматься тем же самым, только теперь Вы будете частные контрактники». И это позволит Трампу говорить, что там нет ни единого американского военнослужащего, только бывшие. А еще можно заменить регулярных военных на оперативников отдела спецопераций ЦРУ, например – они и так там есть, теперь будет больше.

Количественно контингент США если и изменится, то не сильно. Он может поменяться в сторону большей специализации – сейчас там, в основном, спецназ. Большого количества тяжелой американской бронетехники там нет – только «Хаммеры», но на них они могут поставить всё, что угодно: хоть минометы, хоть ракетные установки. Самая большая ошибка старого американского командования – в использовании спецназа, на подготовку которого тратятся огромные деньги, в качестве обыкновенных регулярных войск. Это глупо, и я думаю, что до Трампа сумели эту мысль донести. Я не думаю, что США будут наращивать контингент спецназа в регионе.

Может измениться назначение группировки. Например, в Сирии оставят небольшую группу спецназа просто для самозащиты, а упор сделают на разведку и отправят в регион специалистов по беспилотникам и радиоэлектронной разведке. Но США из Сирии не уйдут – это 100%. И также продолжат возглавлять коалицию западных стран в регионе.

Эти заявления Трамп делает для внешних и внутренних зрителей – для своих избирателей, которым он неоднократно обещал отовсюду вывести американские войска, и для конгрессменов, которых взбудоражила эта показушная закупка Турцией российских комплексов С-400. Причем многие американские политики прекрасно осведомлены, что это не является угрозой для членства турок в НАТО, но всё равно разыгрывают эту карту – Турция от нас уходит, мы ее теряем, нашего союзника перекупают! И бежит это все по привычному руслу «Трамп должен уйти». Уже и демократы, и даже республиканцы считают, что Трамп – это историческая ошибка. Не джентльмен он, даме не уступил. Нагло обошел даму (тяжело больную, кстати говоря!) на президентских выборах, и не уступил.

И Трамп использует внешнюю повестку как инструмент внутреннего давления. Что там в Сирии, его интересует значительно меньше, чем собственное пребывание в Белом доме, поэтому это шоу с выводом американских войск направлено больше на успокоение общественного мнения и конгрессменов, которые обвиняли его в том, что он предал интересы США, рассорился с Турцией и сблизил ее с Россией.

Поэтому я не исключаю, что вся эта история с выводом войск – это попытка задобрить турок, которые на протяжении конфликта негативно относились к участию американцев. Причем не к самому факту присутствия американцев на этой территории (они сами там находятся без разрешения Дамаска), а к тому, что американцы сделали ставку на курдов и поддерживают их оружие. Трамп, говоря о выводе войск, как бы хочет сказать Эрдогану: «Смотри, я перестаю поддерживать курдов». И если Вашингтон действительно перестанет поддерживать курдов, если сотни американских спецназовцев перестанут находиться в их рядах, обучать их, тренировать и так далее, если курдам перестанут передавать американское оружие, то Анкаре будет совершенно по барабану, сколько у США осталось войск в регионе и чем они занимаются.

С точки зрения Белого дома, для публики все должно выглядить так, что Америка как ревнивец беспокоится за свою турецкую жену, которая думает уходить к другому. И Трамп будет стараться, чтобы турки почувствовали, что США про них еще помнит и хорошее, не только плохое. Потому что на самом деле в Белом доме прекрасно понимают, что Москва никогда не сможет подчинить Турцию своему влиянию. И США не смогут – Турция не будет ни проамериканской, ни пророссийской.

Но над отношениями же можно работать. До недавних событий – заявлений о том, что Турция отправит обратно в США арестованного американского проповедника – отношения между странами шли по нисходящей линии. Они всё ухудшались, и ухудшались. Белый дом мечтает об улучшении.

Эти заигрывания США с Турцией ставят в неудобное положение курдов, которые однажды сделали свою ставку, выбрав сотрудничество с американцами, когда Москва предлагала им уйти под российский зонтик. Сейчас эта ставка может стать могилой под американским флагом.

Однако турки не настроены устраивать геноцид курдов по той простой причине, что если они это начнут, курды устроят им кровавую баню. Если турецкая армия под нажимом политического руководства Турецкой Республики начнет проводить фактические операции, напоминающие геноцид курдского населения на территории Сирийского Курдистана, то ответная реакция курсов будет очень страшной. Курды могут развязать террор в Европе, нападая на турецкие посольства и культурные объекты, на фирмы. Могут вообще превратить Анкару и Стамбул в поле боя. Могут уничтожить всё управление жандармерии и полиции, вообще турецких спецслужб на юго-востоке. Это они сейчас обстреливают их из гранатометов, а тут начнут просто взрывать, убивать семьи военнослужащих. И они это устроят: когда твой народ вырезают, твоих детей, женщин, стариков убивают, у тебя не остается другого выбора.

А пока курдские террористы будут развлекаться, курдские юристы будут заваливать все международные органы жалобами на Турцию и обвинениями в геноциде. И тут же получат поддержку, в том числе финансовую, Саудовской Аравии. Потому что сейчас турки поймали саудитов на деле Хашокджи, а у саудитов появится шанс поймать турок на геноциде курдов. А это куда серьезнее: один зверски убитый журналист против десятков тысяч зверски убитых курдов. И саудиты не пожалеют пары десятков миллионов долларов для того, чтобы раскрутить эту истерию, если начнется.

Турция на это не пойдет. Анкара ставит себе задачу ослабить военный потенциал курдов, уничтожить курдов они не смогут. Кроме того, турецкая армия находится в полуразобранном состоянии после масштабной зачистки. Зачищено высшее командование и среднее командное звено – сколько уволено, сколько под следствием, сколько в тюрьме. Это как раз те звенья, которые нужны для проведения крупных войсковых операций (а понятно, что на ротно-батальонном уровне такую операцию не провести). А командование турецкой армии сейчас формируется по принципу верности Эрдогану. Не имеет никакого значения, какой у тебя был выпускной и вступительный балл в военной академии – важно, чтобы ты был предан Эрдогану и всё. Ты можешь быть законченным тупицей, но если ты верен Эрдогану, будешь командовать полком. Понятно, что в случае реальной войны твой полк, скорее всего, останется там. Конечно, турки могли бы задавить курдов силой, но это приведет к таким огромным проблемам, что они на это не пойдут.

Вопреки словам Трампа, террористическая группировка «Исламское государство» не побеждена, она видоизменилась. Дело в том, что «Исламское государство» – это не столько организация, сколько идеология. Сейчас уничтожен конкретный носитель этой идеологии, но сама она – нет. Условия не уничтожены, значит, скоро может возникнуть нечто подобное.

Ведь изначально ИГ – было очень локальным феноменом, возникшим в Ираке и Сирии. В Ираке это была спайка бывших офицеров Саддама с верхушкой суннитских племен, которые были недовольны распределением власти после падения режима. В Сирии – приблизительно то же самое: это спайка перебежчиков из армии и той части суннитской верхушки, которая была недовольна тем, как делили деньги люди из окружения президента Асада. Если ситуацию не изменить, на смену «Исламскому государству» придет какое-нибудь другое образование.

И потом, и эти-то остатки ИГ не добиты полностью. Они прекратили сопротивление, они разбросаны, многие покинули регион и вернулись туда, откуда приехали – во Францию, например, в Бельгию. Поэтому не исключено, что скоро они продолжат свою террористическую деятельность в Европе. Уехали очень многие – через ту же самую Турцию, через Кипр, через Ливан, где в принципе практически отсутствует граница с Сирией.

Кроме того, надо учитывать, что часть группировок, входящих в «Исламское государство», мимикрировала. Они просто сбросили с себя этот бренд. В западном мире уверены, что если ты перестал себя именовать боевиком «Исламского государства» и стал боевиком, допустим, Организации в защиту демократической Сирии, то ты теперь не джихадист, ты теперь благородный партизан. Даже бороду брить не надо, она теперь по-благородному смотрится. Как если джихадист написал заявление: «Прошу уволить меня из рядов «Исламского государства» по собственному желанию в связи с переходом на другое место работы». Его оформили, и можно сказать мировому сообществу: «Вот, ребята, я уже два дня как не джихадист, а боевик Свободной сирийской армии, повстанец. И теперь режу головы во славу народа Сирии и его демократических идеалов. А не во имя Аллаха. Так что кто меня теперь джихадистом бородатым обзовет, я в суд подам нафиг». И на Западе в это могут поверить.