Какая связь между кратковременным визитом в аэропорт поблизости от Нью-Йорка самолета Олега Дерипаски, встречей главы избирательного штаба Трампа с предполагаемым российским разведчиком и морской прогулкой Дерипаски в компании российского вице-премьера, разбирается Грег Уолтерс в интернет-издании VICE News. The Insider предлагает полный перевод статьи.
В августе 2016 года частный самолет, которым пользуется российский олигарх Олег Дерипаска, вылетел из Москвы в аэропорт Ньюарк-Либерти, что в Нью-Джерси, недалеко от Нью-Йорка. Gulfstream G550 с регистрационным номером M-ALAY приземлился вскоре после полуночи и, согласно опубликованным данным о полетах, во второй половине дня отправился обратно в Москву. Пятидесятилетний Дерипаска — основатель «Базового элемента», российского промышленного конгломерата, владеющего крупными пакетами акций алюминиевых, энергетических и строительных компаний. Его состояние оценивается в $6 млрд, и он может позволить себе отправить частный самолет на другую сторону планеты, когда пожелает. Но, как говорит осведомленный источник, тот августовский полет привлек внимание парламентского расследования — отчасти из-за того, что произошел в очень интересный момент.
Самолет приземлился в Ньюарке через несколько часов после того как поблизости, в Манхэттене, Пол Манафорт, тогда глава избирательного штаба Дональда Трампа, встретился с Константином Килимником. Около десяти лет Килимник был переводчиком и помощником Манафорта в Украине. Несколькими неделями раньше, как пишет The Washington Post, Манафорт написал своему старому партнеру и попросил пригласить Дерипаску на «частное совещание».
Комиссия Конгресса, расследующая российское вмешательство в выборы 2016 года, сейчас, как рассказывают два осведомленных источника, выясняет подробности отношений между Манафортом, Килимником и Дерипаской. Короткий полет «Гольфстрима» в Нью-Джерси вызывает новые вопросы об отношениях этой тройки во время избирательной кампании. Многие считают, что Килимник — это тот самый безымянный человек, имеющий связи с российской разведкой, о котором говорится в документах, представленных на этой неделе в суд специальным прокурором Робертом Мюллером. Килимник долгое время отрицал свою связь с разведкой.
В 32-страничном обвинительном заключении по делу Манафорта, составленном командой Мюллера, говорится о банковском мошенничестве и фальсификации налоговой отчетности в связи с его работой на прежние власти Украины.
Представитель Дерипаски подтвердил редакции VICE News факт полета «Гольфстрима» в Нью-Джерси, но заявил, что полет не имел никакого отношения к предложению Манафорта о совещаниях и что Дерипаска такого предложения никогда не получал. «Пассажирами этого самолета в начале августа были только члены семьи Дерипаски, — написал по электронной почте представитель, попросивший не называть его имя. — Как уже было заявлено раньше, Дерипаска не общался, не встречался, не участвовал в совещаниях и не взаимодействовал с Манафортом в период подготовки к выборам, во время выборов и после них. Таким образом, мы повторяем, что любые публикации, где подразумевается, что Дерипаска прямым или непрямым образом общался с Манафортом в 2016 году, будут констатацией ложного факта».
«Персона А имеет связи с российской разведслужбой»
В прошлый вторник вечером команда Роберта Мюллера опубликовала обвинительное заключение, где сказано, что неназванный партнер Манафорта «имеет связи с российской разведслужбой и имел их в 2016 году». Согласно документу, давний деловой партнер Манафорта Рик Гейтс, занимавший разные высокие посты в штабе Трампа, заявил, что одним из партнеров штаба был «бывший российский разведчик из ГРУ». Имя этого партнера, которого в документах называют просто «персоной А», не названо, но его подробное описание, составленное прокурорами, очень хорошо подходит к Константину Килимнику.
Килимник не ответил на отправленные ему по электронной почте запросы о комментариях; двое его знакомых, включая работающего в Украине журналиста, контактировавшего с ним в 2017 году, рассказали VICE News, что в последние месяцы он перестал отвечать на запросы об интервью. Однако из документов команды Мюллера известно, что до конца ноября 2017 года Килимник поддерживал электронную переписку с Манафортом. У Гейтса, согласно тем же документам, в последние недели кампании 2016 года были многочисленные Контакты с «персоной А». В феврале Гейтс признал себя виновным в заговоре и лжесвидетельстве перед ФБР и заключил сделку, обязавшись сотрудничать с продолжающимся расследованием Мюллера.
Представитель команды спецпрокурора Питер Карр отказался давать VICE News комментарии в связи с этой историей.
В прошлом Килимник категорически отрицал всякую связь с российской разведкой; однажды он через адвоката Манафорта заявил The Washington Post, что в России в начале 1990-х годов служил военным переводчиком и «не имел никакого отношения к российской или любой другой разведывательной службе».
Люди, знающие Килимника, называют его очень умным и хитрым человеком. Он хорошо владеет английским и шведским; говорят, что у него хорошие связи в украинских и российских деловых кругах. Те же источники рассказывают, что у него были хорошо налаженные контакты с сотрудниками посольства США в Киеве.
«Правая рука Манафорта в Киеве»
Бывший украинский государственный чиновник, который много лет знает и Манафорта, и Килимника, в интервью корреспонденту VICE News назвал Килимника «правой рукой Манафорта в Киеве». Он рассказал, что Килимник «был личным переводчиком Манафорта на встречах высокого уровня».
Бывший чиновник продолжил: «Я знаю, что Килимник в то время был желанным гостем в американском посольстве и никто не подозревал, что он может быть российским шпионом». Американские дипломаты и сотрудники внешнеполитического ведомства подтвердили, что Килимника знали в американских дипломатических кругах.
Как писали в прошлом году в газете Politico, вернувшись со встречи с Манафортом в Манхэттене в августе 2016 года, Килимник рассказал неназванному собеседнику из Украины, что при его помощи из платформы Республиканской партии были удалены формулировки, которые предполагали более жесткую позицию в отношении России.
Тогда предлагалась поправка, призывавшая предоставить Украине «летальные защитные вооружения», чтобы она могла защититься от России. Сейчас, по сообщению Reuters, команда Мюллера изучает, каким образом эта фраза была удалена из платформы партии на съезде Республиканской партии в июле 2016 года.
«Он убедил меня, что участвует в спорах вокруг платформы, но совершенно не обязательно через Пола», — сказал Politico некий киевлянин, «вращающийся в тех же кругах», что и Килимник. Но этот человек добавил, что Килимник мог «просто бахвалиться, как это делают политконсультанты».
«При условии, что он купит мне билет»
7 июля 2016 года, через несколько месяцев после присоединения к кампании Трампа, Манафорт отправил по электронной почте Килимнику записку, чтобы тот передал ее Дерипаске. Несколькими годами раньше Манафорт предоставлял Дерипаске инвестиционные и консалтинговые услуги, но затем их деловые отношения расстроились. В январе контролируемая и финансируемая Дерипаской компания подала на Манафорта и Гейтса в суд, требуя от них по меньшей мере $25 млн в возмещение убытков, связанных с несостоявшимся совместным предприятием в сфере доступа в интернет по кабелю в Украине, как следует из судебных документов.
«Скажите боссу В., что если ему нужны приватные совещания, то мы можем это устроить», — писал Манафорт Килимнику (переписка опубликована журналом The Atlantic). Как пишет журнал, В. — это помощник Дерипаски по имени Виктор.
Представитель Манафорта Джейсон Мэлони подтвердил, что опубликованная переписка Манафорта и Килимника подлинная, но назвал ее «безобидной» и сказал, что упомянутые совещания так и не были проведены.
29 июля Килимник отправил Манафорту письмо под заголовком «Черная икра» с предложением лично встретиться. Килимник писал, что у него есть «важные сообщения» для Манафорта от неназванной персоны «при условии, что он купит мне билет».
«Сегодня я встречался с парнем, который несколько лет назад подарил вам самую большую банку черной икры, — писал, согласно публикации в The Atlantic, Килимник.
— Мы говорили об этой истории около пяти часов, и у меня есть для вас несколько важных сообщений. Он просил меня проинформировать вас о нашем разговоре. Я ответил, что для этого надо будет сначала доставить вам сообщения и, в принципе, я готов это сделать, но при условии, что он купит мне билет. Это касается будущего страны и исключительно интересно. Так что, если вы не против идеи в принципе, пожалуйста, дайте мне знать, какие даты и места вам подойдут, хотя бы на следующей неделе, чтобы я мог приехать и увидеться с вами».
Манафорт, согласно публикации, ответил: «Лучше всего во вторник».
Следующий вторник был 2 августа.
Прежде писали, что встреча Манафорта и Килимника в манхэттенском сигарном клубе Grand Havana Room произошла 2 августа или «примерно за две недели до отставки Манафорта» с поста руководителя штаба Трампа, которая состоялась 19 августа. Источники VICE News не смогли подтвердить точную дату встречи в начале августа 2016 года.
Частный «Гольфстрим», приземлившийся в Ньюарке после полуночи 3 августа, согласно фильму-расследованию, опубликованному в феврале Алексеем Навальным, раньше перевозил Олега Дерипаску. Навальный рассказывает о встрече с высокопоставленным российским чиновником на яхте у побережья Норвегии за несколько дней до возвращения самолета в Москву. Дерипаска назвал утверждения Навального «возмутительными лживыми обвинениями», проявлением «спланированной заказной кампании, направленной на дискредитацию репутации».
Представитель Дерипаски подтвердил полеты самолета в начале августа 2016 года, но не ответил VICE News на отправленные по электронной почте вопросы о том, действительно ли «Гольфстрим» принадлежит миллиардеру. Навальный в своем фильме прослеживает перемещения самолета и с помощью постов в Инстаграмм и другой информации в открытом доступе представляет доказательства того, что, по его утверждению, Дерипаска встречался на яхте у побережья Норвегии с вице-премьером России Сергеем Приходько в первый же уикенд после возвращениям самолета из Ньюарка.
Тот факт, что «Гольфстрим» с регистрационным номером M-ALAY в начале августа 2016 года совершил краткий визит в Нью-Джерси, установил в своем блоге в начале марта молодой независимый журналист, студент Университета Калифорнии в Ирвайне Скотт Стедмен; позже об этом сообщило независимое интернет-издание The Bell.
И Манафорт, и Килимник отрицают, что их беседа в начале августа имела прямое отношение к предстоящим президентским выборам в США. В июне 2017 года Килимник говорил The Washington Post, что он обсуждал с Манафортом «неоплаченные счета» и «текущие новости», а также, что их разговор «никакого отношения не имел к политике или к президентской кампании в США».
Представитель Манафорта Мэлони заявил, что «нет ничего ни удивительного, ни подозрительного в том, что два политконсультанта беседуют о политических новостях дня, в том числе о взломе серверов Национального комитета Демократической партии, о котором рассказывали в новостях».
Дать VICE News комментарий для печати Мэлони отказался.
В текстовых сообщениях, которыми он прошлой осенью обменивался с корреспондентом «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», Килимник утверждал, что в своих разговорах с Манафортом за много лет, которые они работали вместе, касался самого широкого круга вопросов.
«Были миллионы электронных писем, мы вместе работали одиннадцать лет. И мы обсуждали множество вопросов — от Путина до женщин», — писал Килимник. «Конечно, мы беседовали и о Трампе, и обо всем остальном», — написал он в другом сообщении.
В этих текстах Килимник снова отрицал всякие связи с российской разведкой и беспокоился о судьбе своего давнего знакомого Манафорта, оказавшегося в центре внимания расследования Мюллера.
«Что касается политики, никакого дела о моем вмешательстве в американские выборы завести нельзя, — писал, как следует из публикации, Килимник журналисту в текстовом сообщении 21 сентября 2017 года. — Они крутые следователи и, возможно, привлекут Манафорта за какие-то финансовые темные дела. После стольких лет работы с международными клиентами никто не может быть на 100% чистым».