Борьба различных сил за то, кто возьмет фактическую столицу ИГИЛ Ракку и установит контроль над территориями, пока удерживаемыми исламистами, может привести к серьезному международному конфликту, пишут в Financial Times Ребекка Коллард, Эрика Соломон, Наджмех Бозоргмехр и Катрина Мэнсон. The Insider предлагает полный перевод статьи.
Военные действия в прошлом месяце в районе Ат-Танфа, сирийского города на границе с Ираком, оказались предвестником того, что территория на востоке Сирии, удерживаемая ИГИЛ, за контроль над которой борются враждебные друг другу силы, может превратиться в точку воспламенения международного конфликта.
Пока силы сирийского режима продвигались к базе, используемой американскими военными для обучения повстанцев, воюющих против ИГИЛ , самолеты возглавляемой США коалиции разбрасывали листовки с категоричным предупреждением: «Любое продвижение в направлении Ат-Танфа будет рассматриваться как агрессия, от которой наши силы будут защищаться. <...> Вы находитесь в зоне безопасности, немедленно покиньте район».
Опасения конфронтации материализовались в воскресенье, когда американцы сбили сирийский самолет, который, по утверждению Пентагона, сбрасывал бомбы вблизи позиций Курдской сирийской милиции, поддерживаемой США, в провинции Ракка. В тот же день Иран впервые обстрелял ирию баллистическими ракетами; целью были позиции ИГИЛ, но эта демонстрация силы была также и посланием США и Саудовской Аравии — региональному противнику Ирана.
После этого Россия, которая так же, как и Иран, пошла на военное вмешательство в шестилетний конфликт, чтобы поддержать президента Сирии Башара Асада, выступила с угрозами сбивать самолеты американской коалиции, если они появятся к западу от Евфрата. Австралия приняла эту угрозу всерьез и во вторник объявила, что приостанавливает авиаудары в Сирии в качестве «меры предосторожности».Аналитики говорят, что такая эскалация неизбежна в ситуации, когда многочисленные воюющие в Сирии силы обратили внимание на обширные территории на востоке, остающиеся под контролем ИГИЛ. После того как в 2011 году разразился конфликт, США избегали прямой конфронтации с сирийским режимом, довольно неохотно поддерживая оппозицию и сосредоточившись на лидерстве в коалиции, воюющей с джихадистами.
Сирийские демократические силы, основная составляющая которых — курдская милиция, которую вооружают и обучают США, редко сталкивались с силами режима. Но в последние недели они несколько раз сталкивались с проправительственными отрядами на востоке. Во вторник США недалеко от Ат-Танфа сбили дрон — это уже второй такой инцидент за месяц — и заявляют, что будут продолжать атаки против ИГИЛ.
Главный приз в этой смертельной схватке за территорию — контроль над Раккой (фактическая столица ИГИЛ — важный символ) и сирийско-иракской границей. Дипломат, работающий в регионе, говорит, что США намереваются с помощью своих союзников установить контроль над шоссе, соединяющим Багдад и Дамаск, что усилит их позиции на переговорах, которые определят будущее Сирии.
Но Асаду, который дает отпор любым предложениям о передаче политической власти, не терпится восстановить контроль над страной после того как он снова стал брать верх в гражданской войне после падения Алеппо, последней твердыни повстанцев, в декабре.
«Усиление напряжения и конфликт между США и сирийским государством неизбежны, пока Вашингтон поддерживает Сирийские демократические силы, а те устанавливают контроль над территориями, — сказал старший аналитик вашингтонского Института военных исследований Крис Хармер. — Правительство Сирии будет вынуждено вступить в боевые действия против них. Иран стремится захватить территории у иракской границы прежде, чем туда доберутся США и их союзники».
Впрочем, он добавляет, что у режима Асада недостаточно военных возможностей, чтобы взять Ракку или продвинуться на многочисленных фронтах, он зависит от российской авиации и наземной поддержки иранских войск и поддерживаемой Ираном шиитской милиции.
Для Ирана бои на востоке Сирии критически важны, чтобы получить контроль над коридором, соединяющим Иран через Ирак и Сирию с Ливаном, где он поддерживает шиитское вооруженное движение «Хезболла».
В стремлении Ирана к влиянию в регионе нет ничего нового, но с избранием Дональда Трампа президентом ставки выросли, говорит аналитик из британского Королевского института международных отношений (Chatham House) Лина Хатиб. Трамп предупредил Тегеран об изменении позиции США и стремится с помощью арабских союзников сдерживать военную активность Ирана в регионе.
«Прежняя [американская] администрация была более терпима к действиям Ирана в Сирии», — сказала Хатиб.
Иранские политики поддержали ракетную атаку в воскресенье как необходимую для того чтобы послать сигнал противникам. На прошлой неделе госсекретарь Рекс Тиллерсон заявил, что США будут «поддерживать те элементы в Иране, которые помогут добиться мирной передачи власти в этой стране». В Иране это восприняли как призыв Вашингтона к смене режима.
«Ракеты помогут Ирану сохранить баланс сил в регионе, это ясное предупреждение некоторым игрокам, что они могут стать следующей целью Ирана — сказал иранский политик Мохаммад Садек Джавади-Хесар. — Это может увеличить риск ирано-американской конфронтации, но если мы не продемонстрируем силу, угрозы нам станут сильнее».
Для России Сирия тоже критически важна: у нее там авиабазы и военно-морская база, она пользуется сирийским конфликтом для расширения своего влияния в регионе.
Вот один из знаков напряженности между США и Россией: в понедельник российский истребитель над Балтийским морем пролетел на «небезопасном расстоянии» от американского самолета-разведчика, и в этот же день Москва выступила с угрозой сбивать самолеты возглавляемой США коалиции в Сирии, сказала пресс-секретарь Пентагона подполковник Мишель Балданса.
Военный эксперт Heritage Foundation Джон Венейбл сказал: «То, что мы сейчас наблюдаем, — это радикальное изменение хода событий: США снова становятся лидером [в Сирии], и это значит, что впереди эскалация и кому-то это будет действовать на нервы».
«Вы увидите, как русские начнут отступать, пытаясь при этом играть, как кот с мышью, — может произойти какой-то инцидент, но возможности открытой прямой конфронтации я не вижу», — добавил он.
Другие аналитики пытаются расшифровать долгосрочную сирийскую статегию Трампа.
«Трамп хочет в Белом доме объявить о победе над ИГИЛ ,— говорит редактор сирийской газеты «Аль-Ватан», близкой к режиму Асада, Ваддах Абд-Раббо. — Но что потом? Останутся ли здесь их базы? Что они собираются делать с этой территорией?»